Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала,
О нем дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала.
Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И замысла, в пору смирясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.
На путь ему, выбежав из лесу, волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на вражью дружину.
Чета голубиная, вея над ним,
Блаженство любви прорицала.
В пустыне безлюдной он не был одним,
Нечуждая жизнь в ней дышала.
Но, чувство презрев, он доверил уму;
Вдался в суету изысканий…
И сердце природы закрылось ему,
И нет на земле прорицаний.
Произведение «Приметы» Евгения Абрамовича Баратынского посвящено извечному конфликту разума и чувства.
Стихотворение написано не позднее 1839 года. Поэту в эту пору исполнилось 39 лет, еще несколько лет назад он хотел прекратить свою литературную деятельность, выпустил итоговый сборник стихов, занялся хозяйствованием на своей земле и воспитанием детей. Впрочем, последняя книга стихов была еще впереди. Поэт живо интересовался противостоянием приверженцев философских течений, гегельянцев и шеллингианцев, первые из которых отдавали предпочтение разуму, науке в постижении мира, вторые – интуиции, чувствам, архетипическому мышлению. Известно, что подобные воззрения позднего Е. Баратынского встретили бурное возмущение критика В. Белинского, известного своим позитивным взглядом на прогресс, в том числе, технический. Позиция поэта казалась ему не просто консервативной, а ретроградной. По жанру – философская лирика, рифмовка перекрестная, 6 строф. Автор сетует, что человек удалился от своей естественной среды, увлекся препарированием явлений, отказался от созерцания, держит опыт прошлых поколений за ничто, как будто забывает, что человек слаб и смертен. Он покоряет природу, а не живет в ней, стал глух к ее «знаменьям». Детское восприятие жизни улетучилось, было погребено под слоем прагматизма, теорий об общественной пользе. Технократия кажется ему неизбежным, но по-прежнему злом. «Горнило, весы, мера»: вот три кита современной цивилизации. За шумом изобретений больше не слышен голос природы. В третьей строфе поэт живописует мир человека первобытного, который прислушивался и к своему сердцу, а не только рассудку. Тогда таинственные знаки становились понятными. Мир физический и нематериальный, общность всех живых существ была нерасторжимо связана. Вран (ворон) принял на себя миссию предупреждать о несчастье (здесь истоки идиомы» накаркать»). В ту эпоху человек не дерзал проигнорировать зловещую примету. Порой судьбы целого народа менялись под влиянием «вещаний природы». В четвертой строфе перед войском былых времен выбегает волк, как бы ведя за собою в бой и пророча несомненную победу. Символом супружеского счастья и любви считалось появление «голубиной четы». Более того, в «пустыне безлюдной» в душе человека шла незримая беседа с миром. С тех пор «сердце природы» закрылось, оскорбленное неверием, закончились и прорицания, осмеянные рациональными умами века сего, не принимающими ничего на веру. Лексика возвышенная, перечисления, глагольность, инверсия (воздерживал он), оригинальный эпитет (нечуждая жизнь). Интонация меланхолическая, с единственным задумчивым умолчанием.
Дебют «Примет» Е. Баратынского состоялся на страницах альманаха «Утренняя Заря».