В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
Стихотворение «Вечер на Оке» создано за год до смерти Николая Алексеевича Заболоцкого. Навеяны эти строки летним отдыхом в Тарусе.
Стихотворение написано в 1957 году. Его автору в эту пору исполнилось 54 года, он переживает личную драму: разлад с женой. Между тем, для творчества эти годы – одни из самых благоприятных в жизни поэта. В этот период выходит его сборник «Последняя любовь». Друзья предлагают ему обосноваться на лето в уютном дачном домике у реки. Заинтересованный поэт едет туда вместе со своей дочерью Натальей. Там он знакомится с художником И. Чекмазовым, заглядывает в гости к К. Паустовскому. По жанру – пейзажная лирика, по размеру ямб с перекрестной рифмой, деление на строфы отсутствует. Рифмы и открытые, и закрытые. Лирический герой явно не определен, это просто наблюдатель. Даже в заключительной строке, обнаружив себя, он говорит о себе во втором лице: «и ты, ликуя». По композиции его можно условно разделить на 2 части: описание дневного «русского пейзажа», чье очарование способен ощутить лишь истинный поэт, и – картина наступления вечера и ночи, поражающая воображение даже самого прозаического человека.
«Не каждому художнику видна»: поэт общался на отдыхе с художниками. Возможно, из полемики с кем-то из них и родился такой вывод. Далее идет олицетворение, точнее уж – сравнение – природы с работницей, крестьянкой. «С утра обремененная работой»: природе досадно, что люди нечувствительны к ее красоте и естественности. Наконец, идут строки с почти тютчевским звучанием: вечерний луч таинственно блеснет. «Обыденности плотная завеса»: все живое словно перестает притворяться, начинается другая жизнь. Огненность заката соединяет небо и землю. «Сквозные тени лягут в глубине»: картина, достойная кисти самого искусного художника. «Горит мир, прозрачен и духовен»: первозданность мира царствует в наступающей ночи. Теперь для всех он «поистине хорош». И люди с азартом, как дети, делают открытия, удивляются, наперебой рассказывают друг другу, пытаются запечатлеть и словом, и кистью. Метафоры: дух веет, заботами полей, из башен огонь. Олицетворения: грудь реки, вздохнут леса. «И как бы сквозь прозрачное стекло»: возможно, отсылка к Библии, где сказано «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло». Повтор: тише. Эпитеты: недвижен, безмолвен. Сравнение: как будто под руками.
Радостью бытия, вечного обновления природы и чувств проникнуты строки произведения «Вечер на Оке» Н. Заболоцкого. Старинная Таруса вдохновляла его в последние два года жизни.