Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!»
___________________
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Впервые «Весь день она лежала в забытьи» Федора Ивановича Тютчева было опубликовано в «Русском вестнике».
Стихотворение создано в 1864 году. Поэт в эту пору находится в зрелом возрасте, разрывается от двойственности своего положения. Вот уже много лет у него есть вторая семья. Теперь же его возлюбленная Е. Денисьева при смерти из-за обострившегося туберкулеза. По жанру – прощальная любовная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмой, 4 строфы, финальная идет после отточия, как послесловие, почти как эпитафия. Последние дни Елены Денисьевой пришлись на июль-август. Между прочим, умирала не только любимая женщина, но и мать его детей, причем, одному едва исполнилось 3 месяца. Следует сказать, что этот ребенок умер спустя год. Поэт много времени проводил у постели умирающей, сохранился цикл стихотворений, посвященных ее умиранию, где особенно пронзительны документальные детали. И здесь он начинает с описания одного из тех дней. Контраст времени года, цветущей природы и умирающей безвременно женщины. Несколько восклицаний и многоточий. «Ее тени покрывали»: метафора, ставшая реальностью. Смерть приблизилась к ложу Е. Денисьевой. Инверсия в третьей строке создает ощущение звука падающих капель («лил дождь»). «Весело звучали»: убитый горем, он все же замечает жизнерадостность того рокового дня. Вторая строфа – медленная перечислительная градация действий человека, уже почти ступившего за грань этого мира. Забытье прерывается, и она словно возвращается к жизни. «Долго слушала»: такой простой, знакомый звук дождя. «Сознательную думу»: здесь уже не просто любование, а прощание. «Убитый, но живой»: оксюморон. «Она проговорила»: Ф. Тютчев с любовью воспроизводит слова дорогого сердцу существа. Это грустное восклицание с междометием, признание жизни земной в любви. В финале авторское отступление, сдерживаемое рыдание: любила ты! Он преклоняется перед глубиной и благородством ее чувств. Затем автор душит в себе крик отчаяния: о, Господи!.. Эта кончина так неожиданна и тяжела, поэту недостает сил ее перенести. «Это пережить»: он сомневается, что для него возможно продолжать дальнейшее существование. «Сердце не разорвалось»: поражается выносливости человеческой природы. «На клочки»: в этом просторечном слове – бездна горя. Любовь – один из основных образов этого печального стихотворения.
Произведение «Она лежала в забытьи» Ф. Тютчева посвящено трагической кончине Е. Денисьевой.