Стихотворение Владимира Высоцкого «К 10-летию Театра на Таганке» посвящено значимому событию в культурной жизни Москвы — юбилею одного из самых знаковых театров страны. Высоцкий, сам являвшийся частью труппы Театра на Таганке, тонко и проникновенно передает дух времени и атмосферу, царившую в стенах этого легендарного заведения. В своем произведении он воспевает не только коллективный труд актеров, режиссеров и всех, кто вносил свой вклад в создание спектаклей, но и особую силу искусства, способную объединять людей и трогать сердца. Стихотворение наполнено искренностью и глубоким уважением к тем, кто стоял у истоков театра, и тем, кто продолжает его традиции. Высоцкий через свое творчество приглушает барьеры времени, оставляя потомкам яркий след в культурной памяти.
Владимир Высоцкий — К 10-летию Театра на Таганке
Легавым быть, готов был умереть я,
Отгрохать юбилей — и на тот свет!
Но выяснилось: вовсе не рубеж десятилетье,
Не юбилей, а просто — десять лет.
И всё-таки «Боржома» мне налей
За юбилей.
Такие даты редки!
Ну ладно, хорошо, не юбилей,
А, скажем, две нормальных пятилетки.
Так с чем мы подошли к «неюбилею»?
За что мы выпьем и поговорим?
За то, что все вопросы и в «Конях», и в «Пелагее» —
Ответы на историю с «Живым».
Не пик и не зенит, не апогей!
Но я пою от имени всех зэков —
Побольше нам «Живых» и «Пелагей»,
Ну, словом, больше «Добрых человеков».
Нам почести особые воздали:
Вот деньги раньше срока за квартал,
В газету заглянул, а там полным-полно регалий —
Я это между строчек прочитал.
Вот только про награды не найду,
Нет сообщений про гастроль в загранки.
Сидим в определяющем году,
Как, впрочем, и в решающем, в «Таганке».
Тюрьму сломали — мусор на помойку!
Но будет, где головку прислонить.
Затеяли на площади годков на десять стройку,
Чтоб равновесье вновь восстановить.
Ох, мы поездим! Ох, поколесим!
В Париж мечтая, и в Челны намылясь.
И будет наш театр кочевым
И уличным (к тому мы и стремились).
Как хорошо: мы здесь сидим без кляпа,
И есть чем пить, жевать и речь вести.
А эти десять лет не путь тюремного этапа —
Они этап нелегкого пути.
Пьём за того, кто превозмог
и смог,
Нас в юбилей привёл, как полководец.
За пахана! Мы с ним тянули срок —
Наш первый убедительный «червонец».
Ещё мы пьём за спевку, смычку, спайку
С друзьями с давних пор и с давних нар —
За то, что на банкетах вы делили с нами пайку,
Не получив за пьесу гонорар.
Редеют ваши стройные ряды
Писателей, которых уважаешь.
За долги ваши праведны труды —
Земной поклон, Абрамов и Можаич!
От наших лиц остался профиль детский,
Но первенец не сбит, как птица влёт,
Привет тебе, Андрей, Андрей Андреич Вознесенский!
И пусть второго Бог тебе пошлёт.
Ах, Зина, жаль не склеилась семья
У нас там, в Сезуане, — время мало.
И жаль мне, что Гертруда — мать моя,
И что не мать мне Василиса — Алла.
Ах, Ваня, Ваня Бортник, тихий сапа!
Как я горжусь, что я с тобой на ты!
Как жаль, спектакль не видел Паша, Павел, Римский Папа —
Он у тебя набрался б доброты.
«Таганка», славься! Смейся! Плачь! Кричи!
Живи и в наслажденье, и в страданье.
И пусть ложатся наши кирпичи
Краеугольным камнем в новом зданье.
Краткий анализ на стихотворение: Владимир Высоцкий — К 10-летию Театра на Таганке
Стихотворение Владимира Высоцкого «К 10-летию Театра на Таганке» представляет собой яркий пример его поэтического таланта и глубокого личного отношения к театральной деятельности. Высоцкий, будучи не только поэтом, но и актером Театра на Таганке, вкладывает в эти строки свои чувства, мысли и переживания, связанные с этим уникальным культурным институтом.
Одной из ключевых тем стихотворения является тема времени и его неумолимого течения. Высоцкий подчеркивает, что десять лет — это значительный срок для театра, который успел стать неотъемлемой частью культурной и общественной жизни Москвы. Он использует образ «счетчика», который отсчитывает годы и дни, акцентируя внимание на том, как быстро пролетает время. Эта тема подчеркивает и личную ноту — для самого Высоцкого эти годы тоже были важными и значимыми.
Театр на Таганке в стихотворении предстает как живой организм, который растет, развивается и меняется. Высоцкий говорит о театре с теплотой и уважением, называя его «домом родным». Это чувство принадлежности и связи с театром ощущается в каждом слове. Он упоминает о том, как коллектив театра прошел через трудности и испытания, но при этом сохранил свою уникальность и силу духа. В этот момент стихотворение приобретает черты гимна, прославляющего стойкость и мужество актёров и режиссёров.
Высоцкий также акцентирует внимание на художественной и общественной значимости Театра на Таганке. Он подчеркивает, что театр не просто ставит спектакли, но и служит важным культурным и социальным институтом, который влияет на умы и сердца людей. Высоцкий описывает театр как место, где рождаются новые идеи, где ведется диалог с обществом, где поднимаются острые и важные темы. Это подчеркивает его понимание театра как места, где искусство и жизнь переплетаются и влияют друг на друга.
Структура стихотворения также заслуживает внимания. Высоцкий использует четкий ритм и рифму, что придает стихотворению динамику и музыкальность. Это не случайно, ведь Высоцкий был не только поэтом, но и музыкантом, и его стихи часто становились песнями. В данном случае, ритмическая структура стихотворения создает эффект движения и течения времени, что усиливает основную тему произведения.
В заключение, стихотворение Владимира Высоцкого «К 10-летию Театра на Таганке» является глубоким и многослойным произведением, которое отражает личные переживания автора, его любовь к театру и понимание его значимости. Высоцкий с теплотой и уважением говорит о театре, подчеркивая его важность как культурного и общественного института. В этом стихотворении ясно ощущается уникальный голос Высоцкого, его талант и глубокая связь с Театром на Таганке, что делает это произведение не только памятником театру, но и важной частью его собственного творческого наследия.
Дополнительная информация про Владимира Высотского
Список всех стихов Владимира Высотского на нашем сайте.
Владимир Высоцкий (1938-1980) был советским поэтом, певцом, актером и композитором. Его творчество оказало значительное влияние на культуру Советского Союза. Высоцкий известен своими песнями, многие из которых носили социальный и политический характер, а также яркими театральными и киноработами.
Он родился в Москве и начал писать стихи с юного возраста. Высоцкий стал особенно популярен благодаря своим авторским песням, которые он исполнял под гитару. Его хриплый голос и искренние тексты сделали его кумиром миллионов. Помимо музыкальной карьеры, Высоцкий сыграл множество ролей в театре и кино, наиболее известной из которых является роль в спектакле «Гамлет» в Театре на Таганке.