Среди тонконогих, жидких кровью,
трудом поворачивая шею бычью,
на сытый праздник тучному здоровью
людей из мяса я зычно кличу!
Чтоб бешеной пляской землю овить,
скучную, как банка консервов,
давайте весенних бабочек ловить
сетью ненужных нервов!
И по камням острым, как глаза ораторов,
красавцы-отцы здоровенных томов,
потащим мордами умных психиаторов
и бросим за решетки сумасшедших домов!
А сами сквозь город, иссохший как Онания,
с толпой фонарей желтолицых, как скопцы,
голодным самкам накормим желания,
поросшие шерстью красавцы-самцы!
Цикл сатирических гимнов Владимир Владимирович Маяковский впервые опубликовал на страницах «Нового сатирикона».
Стихотворение написано в 1915 году. Его автору исполнилось 22 года, собственных стихов у него еще немного, но он уже в обойме футуризма, выступает перед скандализованной публикой. На тот период приходится также знакомство поэта с Л. Брик и М. Горьким. По жанру – сатира, по размеру – дольник с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой – сам автор, впрочем, в маске. В 1 четверостишии герой-великан брезгливо поглядывает на худосочных современников («тонконогих», анемичных). Действительно, сам поэт был высокого роста, широкоплечий, с басовитым голосом и широкой поступью. «Шею бычью»: автобиографическая деталь. Герой собирает на «сытый праздник» в честь «тучного здоровья» (переполненного жиром) «людей из мяса», а не плоти и души. В конце каждого четверостишия – энергичное риторическое восклицание. «Зычно кличу»: как будто созывает зверей на трапезу. Дальше начинается почти вакханалия животной жизненной силы. «Бешеной пляской» охватывается вся Земля. Поэт подбирает для нее эпитет «скучная» и прозаическое сравнение «как банка консервов». Современность врезается в земную твердь. Автор зовет сбросить оковы налета цивилизации, раскрепоститься. Со стороны это, конечно, будет выглядеть симптомом психического расстройства. Повелительное наклонение: давайте. «Бабочек ловить»: многозначный образ в творчестве В. Маяковского. К примеру, он утверждал, что поэтов зря принимают за легкокрылых созданий. «Сетью нервов»: метафора. «Ненужными» он считает их из-за распространения декадентских взглядов в обществе, засилья нервических натур, не способных к действию. Без нервов и здоровее, и веселее. Третья строфа звучит угрожающе. Начинает поэт как бы издалека: по камням острым (инверсия). Затем выясняется, что он предлагает протащить «мордой» по камням всякого «психиатора» (непривычная форма слова), который посмеет ставить им диагнозы. Затем эта неуправляемая толпа направится прочь из чинного города, в котором уже не осталось живых соков (Онания – библейский персонаж, скопцы – кастраты), чтобы, поигрывая мускулами, топорща шерсть на загривках, встретиться на раздолье со столь же тучными самками. «Красавцам-отцам» противостоят расчеловеченные «красавцы-самцы». Между тем, в финале чувствуется ухмылка поэта. Хоть и ближе ему витальность самцов и самок, однако они – лишь переходная ступень. Овить (обвить, окружить) – книжный глагол, в данном контексте выглядит новаторски.
«Гимн здоровью» В. Маяковского – смотр людей новой формации, отвергнувших рефлексию, готовых следовать кличу вождя.