Перейти к содержимому
Главная страница » Александр Пушкин – Царь Никита и сорок его дочерей – на literaturka.com

Александр Пушкин — Царь Никита и сорок его дочерей — на literaturka.com

«Царь Никита и сорок его дочерей» – одно из замечательных произведений Александра Сергеевича Пушкина, в котором автор воссоздает древнерусскую легенду. Стихотворение раскрывает историю царя Никиты, который имел сорок дочерей, каждая из которых была красива и прекрасна в своей уникальности. Пушкин виртуозно передает красоту и чарующую многогранность дочерей царя, описывая их черты, нравы и особенности. Он умело играет со словами, создавая образы, которые оживают в воображении читателя. Через эту легендарную историю Пушкин затрагивает вечные темы – любовь, ревность, судьбу и выбор. Стихотворение хранит в себе глубокий смысл и философию, заставляя задуматься о реальности и магии мира. «Царь Никита и сорок его дочерей» – это история, которая захватывает душу и оставляет незабываемые эмоции.

Царь Никита и сорок его дочерей

Царь Никита жил когда-то
Праздно, весело, богато,
Не творил добра, ни зла,
И земля его цвела.
Царь трудился понемногу,
Кушал, пил, молился богу
И от разных матерей
Прижил сорок дочерей,
Сорок девушек прелестных,
Сорок ангелов небесных,
Милых сердцем и душой.
Что за ножка — боже мой,
А головка, темный волос,
Чудо — глазки, чудо — голос,
Ум — с ума свести бы мог.
Словом, с головы до ног
Душу, сердце всё пленяло;
Одного недоставало.
Да чего же одного?
Так, безделки, ничего.
Ничего иль очень мало,
Всё равно — недоставало.
Как бы это изъяснить,
Чтоб совсем не рассердить
Богомольной важной дуры,
Слишком чопорной цензуры?
Как быть?.. Помоги мне, бог!
У царевен между ног…
Нет, уж это слишком ясно
И для скромности опасно,—
Так иначе как-нибудь:

Я люблю в Венере грудь,
Губки, ножку особливо,
Но любовное огниво,
Цель желанья моего…
Что такое?.. Ничего!..
Ничего иль очень мало…
И того-то не бывало
У царевен молодых,
Шаловливых и живых.
Их чудесное рожденье
Привело в недоуменье
Все придворные сердца.
Грустно было для отца
И для матерей печальных.
А от бабок повивальных
Как узнал о том народ —
Всякий тут разинул рот,
Ахал, охал, дивовался,
И иной, хоть и смеялся,
Да тихонько, чтобы в путь
До Нерчинска не махнуть.
Царь созвал своих придворных,
Нянек, мамушек покорных —
Им держал такой приказ:
«Если кто-нибудь из вас
Дочерей греху научит,
Или мыслить их приучит,
Или только намекнет,
Что´ у них недостает,
Иль двусмысленное скажет,
Или кукиш им покажет,—
То — шутить я не привык —
Бабам вырежу язык,
А мужчинам нечто хуже,
Что порой бывает туже».
Царь был строг, но справедлив,
А приказ красноречив;
Всяк со страхом поклонился,
Остеречься всяк решился,
Ухо всяк держал востро
И хранил свое добро.
Жены бедные боялись,
Чтоб мужья не проболтались;

Втайне думали мужья:

«Провинись, жена моя!»
(Видно, сердцем были гневны).
Подросли мои царевны.
Жаль их стало. Царь — в совет;
Изложил там свой предмет:
Так и так — довольно ясно,
Тихо, шепотом, негласно,
Осторожнее от слуг.
Призадумались бояры,
Как лечить такой недуг.
Вот один советник старый
Поклонился всем — и вдруг
В лысый лоб рукою брякнул
И царю он так вавакнул:
«О, премудрый государь!
Не взыщи мою ты дерзость,
Если про плотскую мерзость
Расскажу, что было встарь.
Мне была знакома сводня
(Где она? и чем сегодня?
Верно тем же, чем была).
Баба ведьмою слыла,
Всем недугам пособляла,
Немощь членов исцеляла.
Вот ее бы разыскать;
Ведьма дело всё поправит:
А что надо — то и вставит».
— «Так за ней сейчас послать!—
Восклицает царь Никита,
Брови сдвинувши сердито:
— Тотчас ведьму отыскать!
Если ж нас она обманет,
Чего надо не достанет,
На бобах нас проведет,
Или с умыслом солжет,—
Будь не царь я, а бездельник,
Если в чистый понедельник
Сжечь колдунью не велю:
И тем небо умолю».

Вот секретно, осторожно,
По курьерской подорожной

И во все земли концы
Были посланы гонцы.
Они скачут, всюду рыщут
И царю колдунью ищут.
Год проходит и другой —
Нету вести никакой.
Наконец один ретивый
Вдруг напал на след счастливый.
Он заехал в темный лес
(Видно, вел его сам бес),
Видит он: в лесу избушка,
Ведьма в ней живет, старушка.
Как он был царев посол,
То к ней прямо и вошел,
Поклонился ведьме смело,
Изложил царево дело:
Как царевны рождены
И чего все лишены.
Ведьма мигом всё смекнула…
В дверь гонца она толкнула,
Так примолвив: «Уходи
Поскорей и без оглядки,
Не то — бойся лихорадки…
Через три дня приходи
За посылкой и ответом,
Только помни — чуть с рассветом».
После ведьма заперлась.
Уголечком запаслась,
Трое суток ворожила,
Так что беса приманила.
Чтоб отправить во дворец,
Сам принес он ей ларец,
Полный грешными вещами,
Обожаемыми нами.
Там их было всех сортов,
Всех размеров, всех цветов,
Всё отборные, с кудрями…
Ведьма все перебрала,
Сорок лучших оточла,
Их в салфетку завернула
И на ключ в ларец замкнула,
С ним отправила гонца,
Дав на путь серебреца.

Едет он. Заря зарделась…
Отдых сделать захотелось,
Захотелось закусить,
Жажду водкой утолить:
Он был малый аккуратный,
Всем запасся в путь обратный.
Вот коня он разнуздал
И покойно кушать стал.
Конь пасется. Он мечтает,
Как его царь вознесет,
Графом, князем назовет.
Что же ларчик заключает?
Что царю в нем ведьма шлет?
В щелку смотрит: нет, не видно
Заперт плотно. Как обидно!
Любопытство страх берет
И всего его тревожит.
Ухо он к замку приложит —
Ничего не чует слух;
Нюхает — знакомый дух…
Тьфу ты пропасть! что за чудо?
Посмотреть ей-ей не худо.
И не вытерпел гонец…
Но лишь отпер он ларец,
Птички — порх и улетели,
И кругом на сучьях сели,
И хвостами завертели.
Наш гонец давай их звать,
Сухарями их прельщать:
Крошки сыплет — всё напрасно
(Видно, кормятся не тем):
На сучках им петь прекрасно,
А в ларце сидеть зачем?
Вот тащится вдоль дороги,
Вся согнувшися дугой,
Баба старая с клюкой.
Наш гонец ей бухнул в ноги:
«Пропаду я с головой!
Помоги, будь мать родная!
Посмотри, беда какая:
Не могу их изловить!
Как же горю пособить?»
Вверх старуха посмотрела,

Плюнула и прошипела:

«Поступил ты хоть и скверно,
Но не плачься, не тужи…
Ты им только покажи —
Сами все слетят наверно».
— «Ну, спасибо!» — он сказал..
И лишь только показал —
Птички вмиг к нему слетели
И квартирой овладели.
Чтоб беды не знать другой,
Он без дальних отговорок
Тотчас их под ключ, все сорок,
И отправился домой.
Как княжны их получили,
Прямо в клетки посадили.
Царь на радости такой
Задал тотчас пир горой:
Семь дней сряду пировали,
Целый месяц отдыхали;
Царь совет весь наградил,
Да и ведьму не забыл:
Из кунсткамеры в подарок
Ей послал в спирту огарок
(Тот, который всех дивил),
Две ехидны, два скелета
Из того же кабинета…
Награжден был и гонец.
Вот и сказочки конец.

————

Многие меня поносят
И теперь, пожалуй, спросят:
Глупо так зачем шучу?
Что за дело им? Хочу.

Краткий анализ на стихотворение: Александр Пушкин — Царь Никита и сорок его дочерей

«Царь Никита и сорок его дочерей» — одно из наиболее известных стихотворений Александра Пушкина. Это народная сказка, которую поэт переработал и привел в поэтическую форму.

Строфический романс «Царь Никита и сорок его дочерей» рассказывает о царе Никите, который имеет сорок дочерей. Он строго охраняет их от посторонних и не позволяет им видеться с мужчинами. Но однажды девушки нарушают запрет и встречаются с юными воинами, влюбляясь в них. Когда царь Никита узнает о нарушении, он приказывает всех воинов казнить. Дочери просят о переносе суда на следующий день и просыпаются в саду, где их встречает прекрасный молодой принц. Воины, ранее приговоренные к смерти, становятся женихами дочерей царя.

Одной из основных тем этого стихотворения является тема запретной любви и ее трагических последствий. Царь Никита, желая сохранить чистоту и невинность своих дочерей, ставит запрет на их общение с мужчинами. Однако, это ограничение только усиливает желание девушек увидеться с воинами и приводит к трагической развязке.

Пушкин использует яркие образы и метафоры, чтобы передать эмоциональное состояние девушек и их влюбленность. Он также изображает царя Никиту как жестокого и бесчеловечного, который готов пожертвовать счастьем своих дочерей ради своих правил и принципов.

Стихотворение имеет четкую структуру и ритм, что характерно для творчества Пушкина. Он использует рифмованные строки и повторяющиеся фразы, чтобы создать музыкальность и повторяемость в произведении.

«Царь Никита и сорок его дочерей» является примером классической поэзии, где писатель изображает конфликт между запретом и свободой, между желанием сохранить традиции и правилами, и желанием любить и быть счастливым. Это проникновенное и эмоциональное произведение, которое заставляет нас задуматься о ценности человеческих чувств и ограничениях, которые мы сами себе накладываем.

Александр Пушкин – дополнительная информация

На нашем сайте — список всех стихов Александра Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — знаковая фигура в российской литературе, часто называемый её основоположником. Пушкин был поэтом, писателем, драматургом и критиком. Его творчество охватывает широкий спектр жанров: от лирических стихов и поэм до романов в стихах, драм и исторических хроник. Наиболее известные произведения Пушкина включают поэму «Евгений Онегин», драму «Борис Годунов», сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и многие другие. Язык Пушкина отличается чистотой, точностью и музыкальностью, а его произведения затрагивают вечные темы чести, любви, свободы и судьбы. Пушкин считается символом русской культуры и национальной идентичности.