Перейти к содержимому
Главная страница » Анна Ахматова – Тайны ремесла – Классика на literaturka.com

Анна Ахматова — Тайны ремесла — Классика на literaturka.com

Тайны ремесла — это стихотворение, созданное великой русской поэтессой Анной Ахматовой. В этом произведении она исследует глубину и сложность поэтического искусства. Ахматова открывает перед нами свой мир, наполненный эмоциональной интенсивностью и философскими мыслями. Она исследует различные аспекты поэтического ремесла и рассматривает его как способ выражения самой себя и своих эмоций. В стихотворении присутствует глубокая мудрость, которую Ахматова выражает с помощью простых и красочных образов. Она рассказывает о том, как поэт обращается к словам, как они оживают и приобретают смысл, когда становятся частью стихотворения. Тайны ремесла позволяют нам заглянуть в душу поэта и почувствовать его внутренний мир. Это стихотворение открывает нам новые горизонты и заставляет задуматься о силе и значении поэзии в нашей жизни.

Тайны ремесла

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

2.

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гу-гу.

Подумаешь, тоже работа,—
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.

И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.

А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.

Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все — у ночной тишины.

Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет!—
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта позорное пламя
Его заклеймило чело.

А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.

Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.

И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,

За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.

Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.

Другое, в полночной родясь тишине,
Не знаю, откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.

А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.

А вот еще: тайное бродит вокруг —
Не звук и не цвет, не цвет и не звук,—
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.

Но это!.. по капельке выпило кровь,
Как в юности злая дечонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.

И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него… умираю.

Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!

Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…

Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.

Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,—
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гугу…
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящей лугу.

10.

Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.

Краткий анализ на стихотворение: Анна Ахматова — Тайны ремесла

«Тайны ремесла» — стихотворение Анны Ахматовой, которое отражает ее отношение к поэзии и творчеству. В стихотворении авторка рассказывает о том, что поэзия — это сложное и таинственное ремесло, требующее умения владеть словом и умения передать эмоции.

Первая строфа стихотворения описывает поэтический процесс, где поэт погружается в свое воображение и слова рождаются на странице. Ахматова говорит о том, что она не знает, как появляются эти слова, но они приходят к ней, словно муза посещает ее.

Во второй строфе поэтесса сравнивает слова с птицами, которые прилетают в ее окно. Она говорит, что птицы приносят слова, которые ей нужно запомнить и передать читателю. Она ощущает, что слова имеют свою собственную сущность и оживают на странице.

Третья строфа стихотворения описывает трудности поэтического ремесла. Ахматова говорит, что иногда слова отказываются служить ей и оставляют ее в одиночестве. Она чувствует себя пленницей слов и боится потерять свою способность к поэзии.

В заключительной строфе поэтесса говорит о том, что поэзия для нее — это не только ремесло, но и способ выразить свои чувства и переживания. Она говорит, что пишет о своей жизни, о своих болезнях и страданиях, чтобы читатель мог понять их глубину.

Строфы стихотворения наполнены эмоциональностью и откровенностью. Ахматова передает свое отношение к поэзии, описывая ее как сложное и загадочное ремесло, требующее самоотдачи и внутренней связи с музой. Она подчеркивает важность слов и их способность передавать чувства и эмоции. В целом, стихотворение «Тайны ремесла» представляет собой глубокий и личный взгляд на творчество Анны Ахматовой.

Анна Ахматова – дополнительная информация

На нашем сайте — список всех стихов Анны Ахматовой

Анна Ахматова (1889-1966) — выдающаяся русская поэтесса, одна из ведущих фигур литературного движения «Серебряный век». Её творчество охватывает темы любви, страдания и поиска собственного «я» на фоне социальных и политических потрясений России XX века. Ахматова славится своей способностью глубоко и точно передавать чувства через лаконичные, но выразительные образы и мотивы. Среди её самых известных произведений — циклы стихов «Вечер», «Розарий», эпическое произведение «Реквием» — мощная элегия, посвященная страданиям женщин во времена репрессий. Ахматова оставила значительный след в русской и мировой литературе, будучи символом стойкости духа и красоты поэзии.