Есть близнецы — для земнородных
Два божества,- то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…
Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней
Ей предающего сердца…
Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Зрелая лирика Федора Ивановича Тютчева включает в себя пласт размышлений о роковой силе любви.
Стихотворение написано в 1852 году. Его автору исполнилось 49 лет, несколько лет назад он вернулся в Россию из Германии, где служил по дипломатической части. В этот период семья испытывала материальные затруднения, впрочем, такое случалось нередко. Стихотворение, видимо, посвящено истории отношений с тайной возлюбленной поэта – Елене Александровне Денисьевой.
По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с перекрестной и охватной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы открытые, закрытые, мужские и женские. Лирический герой – сам автор. Стихотворение построено на противопоставлении и приеме параллелизма. В первом четверостишии поэт указывает на пару «божеств»: Смерть и Сон. Оба слова – с прописной буквы, как имена разумных существ. «Для земнородных»: люди. Эта строфа, как и следующая, завершена многоточием. Сравнение: как брат с сестрой. Эпитеты: угрюмей, кротче. Сон – маленькая смерть. «Четы»: пары. Оксюморон: обаянья ужасней. Автор медлит с обозначением новой пары близнецов. Он называет ее только в заключительной строке стихотворения. Метафора: кипит и стынет кровь. «Искушений»: соблазнов. Наконец, звучат и эти роковые слова: Самоубийство и Любовь. Двойственность положения, необходимость скрывать отношения, осуждение общества, тем более, вполне заслуженное, ответственность за две семьи – вот причины мучительных размышлений поэта. В такой ситуации он склонен сближать эти понятия. Ф. Тютчев дает понять, что сильная страсть может привести к непредсказуемым последствиям. Лексика, как обычно у Ф. Тютчева, возвышенная. Множество эпитетов: дивно, прекрасней, неразрешимой. Инверсия: союз кровный, не случайный, обворожают они. Первая половина произведения обходится без глаголов. Ближе к финалу появляется местоимение «мы», которым поэт хочет усилить эффект сопричастности множества людей к зловещей паре близнецов (он называет их четой, что может подразумевать союз супружеский, а это, в свою очередь, звучит почти скандально). Интересно, что он разделяет понятия самоубийства и просто смерти. Анафора во 2 строфе, метафоричность образов и символов. Таким образом, поэт описывает 4 понятия, довлеющих, как он считал, над жизнью каждого человека.
Произведение «Близнецы» Ф. Тютчева – классика отечественной философской лирики середины XIX века.