Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается;
Лес стоит под шапкой тёмною,
В золотом огне купается.
На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана.
Не слыхать-то в поле голоса,
Молча ворон на меже сидит,
Только слышен голос пахаря, —
За сохой он на коня кричит.
С ранней зорьки пашня чёрная
Бороздами подымается,
Конь идёт — понурил голову,
Мужичок идёт — шатается…
Уж когда же ты, кормилец наш,
Возьмёшь верх над долей горькою?
Из земли ты роешь золото,
Сам-то сыт сухою коркою!
Зреет рожь — тебе заботушка:
Как бы градом не побилася,
Без дождей в жары не высохла,
От дождей не положилася.
Хлеб поспел — тебе кручинушка:
Убирать ты не управишься,
На корню-то он осыплется,
Без куска-то ты останешься.
Урожай — купцы спесивятся;
Год плохой — в семье все мучатся,
Всё твой двор не поправляется,
Детки грамоте не учатся.
Где же клад твой заколдованный,
Где талан твой, пахарь, спрятался?
На труды твои да на горе
Вдоволь вчуже я наплакался!
Иван Саввич Никитин, продолжатель традиций А. Кольцова, в 1857 году опубликовал произведение в народном духе «Пахарь», полное сопереживания к горемычному сельскому труженику.
Написано стихотворение летом 1856 года. Автору 32 года, он около 7 лет публикуется в журналах и выпустил свой дебютный сборник произведений. «Пахарь» не сразу прошел цензуру: уж больно мрачная картина была изображена в нем. И. Никитин признавался в письме к другу, что ему пришлось значительно смягчить краски, чтобы стихотворение взяли в печать. Спустя год журнал «Русская беседа» опубликовал его на своих страницах.
По жанру — подражание народной песне с элементами плача. По размеру — пятистопный хорей с перекрестной рифмой, 9 строф. Лирический герой — сам автор. По композиции условно можно разделить на 2 части: в первой части почти идиллическое описание воронежского пейзажа, во второй — сострадание поэта землепашцу, который трудится с утра до ночи, а живет по-прежнему бедно и голодно.
Лексика и возвышенная, устаревшая (талан, вчуже), и просторечная. Большинство рифм — глагольные, причем, поэт использует неусеченные формы глаголов, что усиливает сходство произведения с народной песней и былиной: нагулялося, побилася. Повторы слов с частицами подчеркивают жалобную интонацию: слыхать-то, сам-то, корню-то, куска-то. Метафора, аллегория: из земли ты роешь золото. Цветопись: зеленая, розовой, черная. Поэт использует уменьшительные суффиксы слов, как это принято в устном народном творчестве, например, в сказках, чтобы показать, насколько близка ему боль пахаря: зорьки, мужичок, заботушка, кручинушка, детки.
Ворон как бы разделяет общее уныние: молча сидит. Впрочем, как и конь, что «понурил голову». В 5 строфе поэт прямо обращается к земледельцу, называя его кормильцем. И. Никитин будто хватается за голову, видя бесправие крестьянина и понимая свое бессилие. Среди этих горьких строк много риторических вопросов, восклицаний. Пейзаж описан с помощью олицетворений: солнце нагулялося, кудрявый лес под шапкой, купается, трава спит. Эпитеты: пылью розовой, клад заколдованный. Метафора: год плохой (то есть, неурожай). Вспоминает поэт и детей труженика, которым некогда учиться.
Стихотворение И. Никитина «Пахарь» создано еще до отмены крепостного права. Внутренняя мелодика этого произведения о тяжкой доле русского крестьянства привлекла внимание композитора В. Соколова, который положил его на музыку.