Перейти к содержимому
Главная страница » Марина Цветаева – Автобус – Классика на lietarturka.com

Марина Цветаева — Автобус — Классика на lietarturka.com

Стихотворение Марины Цветаевой «Автобус» является ярким примером её уникального поэтического стиля и глубоких философских размышлений. Написанное в 1926 году, это произведение отражает сложные переживания и чувства автора, связанные с её эмиграцией и жизнью за границей. В стихотворении Цветаева использует образ автобуса как символ движения, перемен и временной непрерывности, передавая атмосферу странствия и внутреннего поиска. Искусное сочетание звуков и ритмов, характерное для её поэзии, создает особое эмоциональное напряжение и погружает читателя в мир лирической героини. Стихотворение «Автобус» не только демонстрирует мастерство Цветаевой в использовании метафор и символов, но и затрагивает темы одиночества, ностальгии и поиска смысла, что делает его актуальным и трогательным для современных читателей.

Марина Цветаева — Автобус 

Препонам наперерез
Автобус скакал как бес.
По улицам, уже сноски,
Как бес оголтелый несся
И трясся, как зал, на бис
Зовущий, — и мы тряслись —
Как бесы. Видал крупу
Под краном? И врозь, и вкупе —
Горох, говорю, в супу
Кипящем! Как зерна в ступе,
Как вербный плясун — в спирту,
Как зубы в ознобном рту!

Кто — чем тряслись: от трясни
Такой — обернувшись люстрой:
Стеклярусом в костьми —
Старушка, девица — бюстом
И бусами, мать — грудным
Ребенком, грудной — одним
Упитанным местом. Всех
Трясло нас, как скрипку — трелью!
От тряса рождался — смех,
От смеху того — веселье
Безбожно-трясомых груш:
В младенчество впавших душ.

Я — в юность: в души восторг!
В девичество — в жар тот щечный:
В девчончество, в зубный сверк
Мальчишества, словом
— точно
Не за город тот дударь
Нас мчал — а за календарь.

От смеха рождалась лень
И немощь. Стоять не в силах,
Я в спутнический ремень
Товарищески вцепилась.

Хоть косо, а напрямик —
Автобус скакал, как бык
Встречь красному полушалку.
Как бык ошалелый, мчался,
Пока, описавши крюк
Крутой, не вкопался вдруг.

…И лежит, как ей поведено —
С долами и взгорьями.
Господи, как было зелено,
Голубо, лазорево!

Отошла январским оловом
Жизнь с ее обидами.
Господи, как было молодо,
Зелено, невиданно!

Каждою жилою — как по желобу —
Влажный, тревожный, зеленый шум.
Зелень земли ударяла в голову,
Освобождала ее от дум.

Каждою жилою — как по желобу —
Влажный, валежный, зеленый дым.
Зелень земли ударяла в голову,
Переполняла ее — полным!

Переполняла теплом и щебетом —
Так, что из двух ее половин
Можно бы пьянствовать, как из черепа
Вражьего — пьянствовал славянин.

Каждый росток — что зеленый розан,
Весь окоем — изумрудный сплав.
Зелень земли ударяла в ноздри
Нюхом — так буйвол не чует трав!

И, упразднив малахит и яхонт:
Каждый росток — животворный шприц
В око: — так сокол не видит пахот!
В ухо: — так узник не слышит птиц!

Позеленевшим, прозревшим глазом
Вижу, что счастье, а не напасть,
И не безумье, а высший разум:
С трона сшед — на четвереньки пасть…

Пасть и пастись, зарываясь носом
В траву — да был совершенно здрав
Тот государь Навуходоносор —
Землю рыв, стебли ев, траву жрав —

Царь травоядный, четвероногий,
Злаколюбивый Жан-Жаков брат…
Зелень земли ударяла в ноги —
Бегом — донес бы до самых врат Неба…

— Все соки вобрав, все токи,
Вооруженная, как герой…
— Зелень земли ударяла в щеки
И оборачивалась — зарей!

Боже, в тот час, под вишней —
С разумом — что — моим,
Вишенный цвет помнившей
Цветом лица — своим!

Лучше бы мне — под башней
Стать, не смешить юнца,
Вишенный цвет принявши
За своего лица —

Цвет…

«Седины»? Но яблоня — тоже
Седая, и сед под ней —
Младенец…
Всей твари Божьей
(Есть рифма: бедней — родней) —

От лютика до кобылы —
Роднее сестры была!
Я в руки, как в рог, трубила!
Я, кажется, прыгала?

Так веселятся на карусели
Старшие возрасты без стыда;
Чувствую: явственно порусели
Волосы: проседи — ни следа!

Зазеленевшею хворостиной
Спутника я, как гуся, гнала.
Спутника белая парусина
Прямо-таки — паруса была!

По зеленям, где земля смеялась, —
Прежде была — океана дном!-
На парусах тех душа сбиралась
Плыть — океана за окоем!

(Как топорщился и как покоился
В юной зелени — твой белый холст!)
Спутник в белом был -и тонок в поясе,
Тонок в поясе, а сердцем — толст!

Не разведенная чувством меры —
Вера! Аврора! Души — лазурь!
Дура — душа, но какое Перу
Не уступалось — души за дурь?

Отяжелевшего без причины
Спутника я, как дитя, вела.
Спутницы смелая паутина
Прямо-таки — красота была!

И вдруг — огромной рамой
К живому чуду — Аз —
Подписанному — мрамор:
Ворота: даль и глаз

Сводящие. (В сей рамке
Останусь вся — везде.)
Не к ферме и не к замку,
А сами по себе —

Ворота… Львиной пастью
Пускающие — свет.
— Куда ворота? — В счастье,
Конечно! — был ответ

(Двойной)…

Счастье? Но это же там, — на Севере —
Где-то — когда-то — простыл и след!
Счастье? Его я искала в клевере,
На четвереньках! четырех лет!

Четырехлистником! В полной спорности:
Три ли? Четыре ли? Полтора?
Счастье? Но им же — коровы кормятся
И развлекается детвора

Четвероногая, в жвачном обществе
Двух челюстей, четырех копыт.
Счастье? Да это ж — ногами топчется,
А не воротами предстоит!

Потом была колода —
Колодца. Басня — та:
Поток воды холодной
Колодезной — у рта —

И мимо. Было мало
Ей рта, как моря — мне,
И все не попадала
Вода — как в странном сне,

Как бы из вскрытой жилы
Хлеща на влажный зем.
И мимо проходила
Вода, как жизни — сон…

И, утеревши щеки,
Колодцу:- Знаю, друг,
Что сильные потоки —
Сверх рта и мимо рук

Идут!..
________

И какое-то дерево облаком целым —
— Сновиденный, на нас устремленный обвал…
«Как цветная капуста под соусом белым!» —
Улыбнувшись приятно, мой спутник сказал.

Этим словом — куда громовее, чем громом
Пораженная, прямо сраженная в грудь:
— С мародером, с вором, но не дай с гастрономом,
Боже, дело иметь, Боже, в сене уснуть!

Мародер оберет — но лица не заденет,
Живодер обдерет — но душа отлетит.
Гастроном ковырнет — отщипнет — и оценит —
И отставит, на дальше храня аппетит.

Мои кольца — не я: вместе с пальцами скину!
Моя кожа — не я: получай на фасон!
Гастроному же — мозг подавай, сердцевину
Сердца, трепет живья, истязания стон.

Мародер отойдет, унося по карманам —
Кольца, цепи — и крест с отдышавшей груди.
Зубочисткой кончаются наши романы
С гастрономами.
Помни! И в руки — нейди!

Ты, который так царственно мог бы — любимым
Быть, бессмертно-зеленым (подобным плющу!) —
Неким цветно-капустным пойдешь анонимом
По устам: за цветущее дерево — мщу.

Краткий анализ на стихотворение: Марина Цветаева — Автобус

Марина Цветаева, одна из самых выдающихся русских поэтесс начала XX века, в своём произведении «Автобус» создает многослойный и эмоционально насыщенный текст, который отражает её характерный стиль и глубокие философские размышления.

Стихотворение «Автобус» написано в период, когда Цветаева уже жила в эмиграции, и это наложило свой отпечаток на её творчество. В этом произведении ощущается тоска по родине, осознание потери и отчуждения от прежней жизни. Автобус, как центральный образ стихотворения, становится символом путешествия и одновременно изоляции, указывая на экзистенциальное состояние поэтессы.

Цветаева использует автобус как метафору для передачи чувства оторванности и переходного состояния. Это не просто транспортное средство, а символ движения, которое не приносит удовлетворения или покоя. Автобус в стихотворении становится местом, где пересекаются судьбы людей, но при этом каждый остаётся в своём внутреннем мире. В этом смысле автобус можно интерпретировать как метафору жизненного пути, который проходит через множество остановок, но не дает возможности остановиться и оглядеться.

Поэтесса мастерски использует звуковую организацию стихотворения, передавая ритм движения автобуса через чередующиеся строки и рифмы. Она создает ощущение непрерывного движения, которое подчеркивает её внутреннее беспокойство и стремление к поиску смысла. В то же время, в этом движении чувствуется монотонность и повторяемость, что усиливает ощущение безысходности.

Цветаева также обращает внимание на пассажиров автобуса, что позволяет ей исследовать тему человеческой отчужденности. В их лицах и поведении она видит отражение собственных чувств и переживаний. Люди в автобусе кажутся замкнутыми в себе, они не вступают в диалог и не пытаются понять друг друга. Это создает атмосферу одиночества и изоляции, которая становится особенно остро ощущаемой на фоне общего движения.

Особое внимание в стихотворении уделяется ландшафтам и пейзажам, которые мелькают за окнами автобуса. Эти образы природы не статичны, они постоянно меняются, что символизирует изменчивость и непостоянство жизни. Цветаева использует контраст между внутренним состоянием лирического героя и внешним миром, чтобы подчеркнуть разрыв между внутренним и внешним, между прошлым и настоящим.

Таким образом, стихотворение «Автобус» является глубоким философским размышлением о жизни и её смысле. Через образы движения, пейзажей и людей Марина Цветаева передает своё чувство внутренней разобщенности и поиска утраченного. Автобус становится символом пути, который не имеет конечной цели, и в этом движении проявляется экзистенциальная тревога поэтессы.

В заключение, стихотворение «Автобус» Марина Цветаева демонстрирует её уникальный поэтический дар и способность передавать сложные эмоциональные состояния через простые, на первый взгляд, образы. Оно поднимает важные вопросы о смысле жизни, о человеческом одиночестве и о поиске своего места в мире, делая его актуальным и сегодня.