Перейти к содержимому
Главная страница » Марина Цветаева – Азраил – Классика на lietarturka.com

Марина Цветаева — Азраил — Классика на lietarturka.com

«Азраил» — одно из самых проникновенных и загадочных стихотворений Марины Цветаевой, великой русской поэтессы Серебряного века. Написанное в 1922 году, это произведение посвящено ангелу смерти в исламской традиции — Азраилу. Цветаева мастерски переплетает религиозные образы и личные переживания, создавая атмосферу мистического и неизбежного конца. В стихотворении чувствуется глубокий экзистенциальный страх и одновременно восторженное принятие смерти как неотъемлемой части бытия. Яркие метафоры и мощный эмоциональный заряд делают «Азраил» одним из самых запоминающихся произведений Цветаевой. Это стихотворение продолжает волновать и вдохновлять читателей, заставляя задуматься о смысле жизни и неизбежности её окончания. Творчество Марины Цветаевой всегда отличалось глубиной мысли и чувственностью, и «Азраил» — яркое тому подтверждение.

Марина Цветаева — Азраил 

От руки моей не взыгрывал,
На груди моей не всплакивал…
Непреложней и незыблемей
Опрокинутого факела:

Над душой моей в изглавии,
Над страдой моей в изножии
(От руки моей не вздрагивал, —
Не твоей рукой низложена)

Азраил! В ночах без месяца
И без звезд дороги скошены.
В этот час тяжело-весящий
Я тебе не буду ношею…

Азраил? В ночах без выхода
И без звезд: личины сорваны!
В этот час тяжело-дышащий
Я тебе не буду прорвою…

А потом перстом как факелом
Напиши в рассветных серостях
О жене, что назвала тебя
Азраилом вместо — Эроса.

Краткий анализ на стихотворение: Марина Цветаева — Азраил

Марина Цветаева (1892–1941) — одна из ярчайших поэтов Серебряного века русской литературы, известная своей эмоциональной интенсивностью и глубоким лиризмом. Стихотворение «Азраил» — это яркий пример её способности передавать сложные философские и экзистенциальные переживания через поэзию.

Азраил в исламской традиции — ангел смерти, который приходит забрать душу человека. Цветаева использует этот символ для исследования темы смерти, её неизбежности и того, как она воспринимается живым человеком. Название стихотворения сразу задаёт тон и указывает на центральную тему — смерть.

Стихотворение начинается с драматического обращения к Азраилу, что подчёркивает личный и интимный характер размышлений поэтессы о смерти. Это не просто абстрактное размышление, а глубокое личное переживание, в котором чувствуется и страх, и смирение перед неизбежным концом.

Цветаева часто использует метафоры и символы, чтобы передать свои идеи и эмоции. В «Азраиле» она сочетает образы света и тьмы, жизни и смерти, чтобы показать сложность и многослойность своих чувств. Например, свет может символизировать жизнь и надежду, тогда как тьма — смерть и неизвестность. Эти контрасты подчёркивают двойственность человеческого существования: стремление к жизни и неизбежность смерти.

Стилистически стихотворение выделяется своим напряжённым ритмом и интенсивной лексикой. Цветаева часто использует короткие строки и резкие переходы, что создаёт ощущение неотложности и напряжённости. Это отражает её внутреннюю борьбу и беспокойство по поводу смерти. Её язык насыщен эмоциональными и экспрессивными словами, что делает стихотворение мощным и глубоким.

Интересно отметить, что Цветаева не просто боится смерти, а кажется, ищет в ней какое-то освобождение или завершение. Она рассматривает смерть как переход к чему-то новому, возможно, к вечному спокойствию или истине. Этот аспект делает её размышления о смерти сложными и многослойными: это не просто конец, но и начало чего-то нового и неизвестного.

Кроме того, личные переживания Цветаевой, её трудная жизнь, полная потерь и страданий, вероятно, сильно повлияли на её восприятие смерти. Стихотворение «Азраил» может быть интерпретировано как её попытка осмыслить собственную смертность и найти в ней какой-то смысл или утешение.

Завершая анализ, можно сказать, что «Азраил» — это глубокое и эмоционально насыщенное стихотворение, которое отражает сложное восприятие Цветаевой темы смерти. Её использование символов, метафор и стилистических приёмов создаёт мощное и многослойное произведение, которое заставляет читателя задуматься о вечных вопросах жизни и смерти. Стихотворение демонстрирует её уникальный поэтический голос и способность передавать самые глубокие и личные переживания через искусство слова.