Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.
Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.
Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
В творчестве Николая Алексеевича Заболоцкого пейзажная лирика традиционно переплетается с философской.
Стихотворение написано в 1957 году. Его автору осталось жить один год. Пронеслась, как сон – иногда дурной – жизнь, позади известность, косые взгляды советской цензуры, арест, истязания, ссылка в лагерь. Вернулся к семье, но в сфере творчества заниматься приходилось только переводами. Постепенно нашел дорогу к читателям, улучшилось материальное положение. Но последние годы все же были омрачены нелепым разладом в семье. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Большинство рифм закрытые. Лирический герой – рассказчик, который только в финальной строфе явно обнаруживает себя, призывая читателя: вглядись в него (повелительное наклонение). Стихотворение, как это обыкновенно бывает у Н. Заболоцкого, насквозь метафорично. Поэт описывает и дерево, безусловно, но за этим образом скрывается человек. Оттого так красноречива первая строка: дурная почва. Действительно, человеку порой приходится расти на отравленной ложью, несправедливостью, обагренной кровью почве. В сущности, так мог бы сказать каждый. Но поэт, видимо, здесь рисует собственный портрет. Еще нестарый человек, он чувствует себя разбитым. Но он выжил, прошел через все. И хоть отсутствует внешнее «великолепье», он выстоял. В его душе по-прежнему зарыты сокровища образов, знаков, форм и рифм. «Какие-то отрепья»: мало кто задержит на нем взгляд. «Ударь – и запоет»: образ колокола здесь употребляется в его традиционном значении. «Славы»: песни дуба будут не проклятиями, а славословиями. «Важен и спокоен»: окружающая его местность безжизненна, истощена, опустошена. Однако дуб живет и своим существованием свидетельствует о силе жизни. Предпоследняя строка завершается вопросом. Расхожая пословица приобретает противоположное значение: воин, даже и один. Олицетворения: суставы, важен, запоет. В начальных строках 1 и 3 четверостиший обращает на себя симметричное употребление знака тире. Эпитеты: глухо, скрученные намертво, безжизненных. Янтарь: имеется в виду древесная камедь. Само сравнение с янтарем подчеркивает возраст дерева, его первобытность.
Стихотворение «Одинокий дуб» Н. Заболоцкого — гимн несломленным духом. Поэт призывает ценить не внешние эффекты, а внутреннюю сущность явлений, событий, людей, всего живого.