Колыхаясь еле-еле
Всем ветрам наперерез,
Птицы легкие висели,
Как лампады средь небес.
Их глаза, как телескопики,
Смотрели прямо вниз.
Люди ползали, как клопики,
Источники вились.
Мышь бежала возле пашен,
Птица падала на мышь.
Трупик, вмиг обезображен,
Убираем был в камыш.
В камышах сидела птица,
Мышку пальцами рвала,
Изо рта ее водица
Струйкой на землю текла.
И сдвигая телескопики
Своих потухших глаз,
Птица думала. На холмике
Катился тарантас.
Тарантас бежал по полю,
В тарантасе я сидел
И своих несчастий долю
Тоже на сердце имел.
Произведение «Птицы» Николая Алексеевича Заболоцкого перекликается с одноименной поэмой, посвященной отцу поэта.
Стихотворение создано в начале 1930-х годов. Автору этих строк исполнилось около 30 лет, он уже выпустил дебютный сборник, который подвергся нещадной критике, новую книгу стихов ему издать не позволили. Оставалась работа в детских журналах, утешала и переписка с К. Циолковским, чьи идеи произвели на поэта глубокое впечатление. В жанровом отношении эксцентрическая пейзажная зарисовка, рифмовка перекрестная, 6 строф. Лирический герой присутствует, но обнаруживает себя лишь в финале произведения. Начинается стихотворение вполне лирически. Птицы противятся ветру в небе. Поэт подбирает для них трогательное сравнение с лампадами. Однако уже во 2 строфе гармония рушится, в строчках косо проглядывает абсурд, угроза. Оказывается, «легкие птицы» высматривают жертв. Люди, к счастью, их не интересуют. Подумаешь, клопики. А вот бегущая мышь – это уже серьезно. Обезображенный трупик деловито втаскивается в камыши, где благополучно обгладывается. Натуралистическое описание изобилует неприглядными деталями. Например, пальцы (звучит так по-человечески) обедающей птицы. Или водичка изо рта пойманной мышки. Лексический повтор «телескопики» забавен сам по себе, однако не в данном контексте. Птица-потрошитель своей ролью не гордится, принимает положение вещей за неизбежность. Собственно, об этом она и думает: а для чего еще нужны мыши? В эту минуту мимо катит тарантас с лирическим героем. Он любуется пейзажем, обозревает охоту птиц и предается грустным размышлениям. Похоже, у него в груди тоже погребена ни одна мышка. Впрочем, и в ее роли он не раз бывал. Запятнанный мир, между тем, сверкает всеми красками радуги. Казалось бы, поэт почти нейтрально показал пресловутый естественный отбор. Неизбежный, давно оправданный, законный. Однако финальное четверостишие недвусмысленно переводит стихотворение в иную плоскость. Поэт изображает себя едущим в тарантасе мимо этого праздника – и пиршества – жизни. Старомодный тарантас – ниточка к поэзии А. Пушкина (скажем, к его «Дорожным жалобам»), тоже любителя проехаться по ухабам с ветерком. Уменьшительные суффиксы, ироничные или наводящие жуть: телескопики, водица, трупик, холмике. Инверсия: катился тарантас. Перечислительные градации. Эпитеты: потухших, легкие. Метафора: долю на сердце. Лексика разговорная, интонация будничная, бодрая.
Фантасмагоричный в своей банальности мир – лейтмотив произведения «Птицы» Н. Заболоцкого.