Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Николай Алексеевич Заболоцкий — мастер пейзажной лирики. В стихотворении «Сентябрь» он смотрит на начало осени не только как поэт, но и как живописец.
Стихотворение в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, у него случился кризис в семейной жизни, а жить ему остался всего один год. Он издал сборник «Последняя любовь», закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре». По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. В юности Н. Заболоцкий увлекался рисованием. Вот и в этом стихотворении он просит смелого художника схватить и передать красоту сентябрьских дней. Месяц начинается вполне по-осеннему: сыплет дождик, рвется ветер. Но вот наступает «бабье лето», последние недели или дни сентября: в царство тумана и морока первый луч летит. Значит, еще разойдутся тучи, станет прозрачным воздух, будет еще тепло и сухо. «Орешина, вспыхнув, засияла»: имеются в виду красная, желтая листва и побуревшие прицветники, окружающие каждый орешек.
Что ж, самое время браться за кисть и писать шедевр. «Золотой и гранатовой»: только такими красками можно передать очарование этого дерева. Поэт просит изобразить орешник метафорически, как молодую царевну. Чтобы она стала олицетворением осени и уходящего сентября: на заплаканном (дождями), беспокойно скользящей улыбкою (ветерком), вечно юную (перед наступлением настоящей, предзимней осени). Уже в первых строфах Н. Заболоцкий обращается к читателю на «ты» и в повелительном наклонении, но только чуть позднее становится ясно, что читатель должен быть еще и живописцем: нарисуй эту девушку мне. Он как бы советует читателю поспешить, не раздумывать. Уменьшительные суффиксы придают больше трепета этому произведению: дождик, деревце. Повторы: нарисуй, значит. Противопоставление: непогодь, нечистая даль и первый луч солнца, придающий всему вокруг мягкое сияние. Эпитеты: взъерошенный, зыбкою. Метафора: даль занавешена, большие горошины. Метонимия: царство. Множество сравнений: как арку из каменных плит, словно девушка, золотой, как огонь, словно деревце. Олицетворения: сыплет, рвется, закрывается тополь. Первая строфа построена на приеме инверсии.
Для зрелого творчества Н. Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.