Перейти к содержимому
Главная страница » Николай Заболоцкий — Старая актриса — Классика на literaturka.com

Николай Заболоцкий — Старая актриса — Классика на literaturka.com

В позолоченной комнате стиля ампир,
Где шнурками затянуты кресла,
Театральной Москвы позабытый кумир
И владычица наша воскресла.

В затрапезе похожа она на щегла,
В три погибели скорчилось тело.
А ведь, Боже, какая актриса была
И какими умами владела!

Что-то было нездешнее в каждой черте
Этой женщины, юной и стройной,
И лежал на тревожной ее красоте
Отпечаток Италии знойной.

Ныне домик ее превратился в музей,
Где жива ее прежняя слава,
Где старуха подчас удивляет друзей
Своевольем капризного нрава.

Орденов ей и званий немало дано,
И она пребывает в надежде,
Что красе ее вечно сиять суждено
В этом доме, как некогда прежде.

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,
Здесь дыхание южных растений,
И они ее образ, годам вопреки,
Сохранят для иных поколений.

И не важно, не важно, что в дальнем углу,
В полутемном и низком подвале,
Бесприютная девочка спит на полу,
На тряпичном своем одеяле!

Здесь у тетки-актрисы из милости ей
Предоставлена нынче квартира.
Здесь она выбивает ковры у дверей,
Пыль и плесень стирает с ампира.

И когда ее старая тетка бранит,
И считает и прячет монеты,-
О, с каким удивленьем ребенок глядит
На прекрасные эти портреты!

Разве девочка может понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

Стихотворение «Старая актриса» было написано Николаем Заболоцким в 1956 году и относится к позднему периоду творчества поэта. В это время он глубоко задумывался о том возможна ли внешняя красота без внутренней и наоборот, а также о неразрывной связи эстетики с этикой.

Темой классического, во многом программного произведения «Старая актриса» является несоответствие между внешним и внутренним, между парадным обликом и мелочной душой, скрывающейся за ним. Для позднего Заболоцкого характерны этические поиски, в том числе и размышления об этике и эстетике. В стихотворении «Некрасивая девочка» он рассуждает о превосходстве внутренней красоты над внешней. «Старая актриса» посвящена обратной ситуации, обманчивости физической красоты, ее тленности, обнажающей душевное уродство.

Ребенок не в силах понять, как красавица-актриса превратилась в бранящуюся тетку. И если изначально читателю кажется, что поэт рассказывает историю о бренности земной славы, о том, что время способно превратить юную женщину, кумира, владычицу, в скорченную старуху, то именно детский взгляд расставляет все по своим местам. Внешний облик всего лишь стал отражением внутреннего. В поэзии позднего Заболоцкого это характерный прием, когда взгляд ребенка становится символом истинного видения, показывающего человеческую суть.

Иллюзия красоты, которая рушится еще при описании интерьера дома, превращенного в пыльный музей, где «Старая актриса, портреты, альбомы, венки», окончательно утрачивает силу, когда читатель видит бесприютного ребенка, спящего почти на голом полу и целыми днями ухаживающего за этим «ампиром».

В финале произведения становится ясно, что нынешняя внешность актрисы – затрапезная, неряшливая, согбенная – полностью соответствует ее внутреннему содержанию. И тут поэт с хорошо различимым негодованием ставит перед читателем следующий важный этический вопрос — как искусство может «поднимать над миром такие сердца»? И сам отвечает на него, называя его силу – неразумной. По мнению Заболоцкого, выраженному и в других его программных произведениях, искусство лишь тогда разумно и истинно, когда в нем есть правда настоящих чувств.

Стихотворение написано в жанре философской лирики. Его размер – анапест.

Отточенный поэтический талант Заболоцкого, его уникальный стиль нашел выражение и в широте литературных приемов, использованных им. Среди них:

Произведение «Старая актриса» еще один пример того, насколько художественный взгляд на мир присущ Заболоцкому. Портрет главной героини он практически «рисует», тщательно выписывая все детали интерьера.