Женщину ль опутываю в трогательный роман,
просто на прохожего гляжу ли —
каждый опасливо придерживает карман.
Смешные!
С нищих — что с них сжулить?
Сколько лет пройдет, узнают пока —
кандидат на сажень городского морга —
я бесконечно больше богат,
чем любой Пьерпонт Морган.
Через столько-то, столько-то лет
— словом, не выживу — с голода сдохну ль,
стану ль под пистолет — меня,
сегодняшнего рыжего,
профессора разучат до последних йот,
как, когда, где явлен.
Будет с кафедры лобастый идиот
что-то молоть о богодьяволе.
Склонится толпа, лебезяща, суетна.
Даже не узнаете — я не я:
облысевшую голову разрисует она
в рога или в сияния.
Каждая курсистка, прежде чем лечь,
она не забудет над стихами моими замлеть.
Я — пессимист, знаю — вечно
будет курсистка жить на земле.
Слушайте ж: все, чем владеет моя душа,
— а ее богатства пойдите смерьте ей! —
великолепие, что в вечность украсит мой шаг
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече,
все это — хотите? —
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье.
Люди!
Пыля проспекты, топоча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продается драгоценнейшая корона.
За человечье слово —
не правда ли, дешево?
Пойди, попробуй,-
как же, найдешь его!
Как и многим поэтам-футуристам, Владимиру Маяковскому не был чужд кич и показное бахвальство. При этом в отличие от «короля русских поэтов» И. Северянина, Маяковский открыто демонстрировал презрение к своему дарованию и заслугам, что не раз подчеркивал в своих сочинениях.
Стихотворение «Дешевая распродажа» было опубликовано в журнале «Новый Сатирикон» в ноябре 1916 года. В нем прослеживается недвусмысленная тема «непонятого гения», пропасти между поэтом и обывателем, «прохожим, который держится за свой карман».
Маяковский открыто утверждает, что его творчество останется в памяти потомков, что ему будут петь осанны спустя множество поколений. Автор во всеуслышание называет себя самым богатым из богачей, «богаче, чем любой Пьерпонт Морган», имея в виду, конечно же, духовное богатство.
При всем при этом Маяковский считает свои навыки, свое мировоззрение чем-то таким, от чего он может запросто отмахнуться, чем-то бесполезным. Поэт готов сию же минуту бросить все свои идеи к ногам первого встречного, в котором он увидит единомышленника. И, ведь, именно так и произойдет после Октябрьской революции, когда, принявший очень близко к сердцу коммунистические идеи, Маяковский все усилия направит на прославление нового прогрессивного строя.
Маяковский в этом стихотворении выступает в роли истинного провидца. Он действительно станет всенародно признанным поэтом, стихи которого будут изучать и в школах и в вузах и в научных кругах. Что многие и многие поколения «курсисток» будут млеть от его сочинений. Маяковский здесь даже сумел описать реальные обстоятельства собственной смерти:
Через столько-то, столько-то лет
— словом, не выживу —
с голода сдохну ль,
стану ль под пистолет —
Поэт объявляет «дешевую распродажу» своего таланта, он готов за бесценок отдать самое дорогое, что у него есть. Однако Маяковский прекрасно видит и понимает, что никому это не нужно, что обыватель так и пройдет мимо, потому что этого самого «человечьего слова» у него и нет. Этот обыватель, мещанин, закостенел в своей обыденности и не способен даже не простейшее человеческое отношение к поэту. Простые люди не понимают его, не видят богатого внутреннего мира, которым обладает автор, не видят предмета для торга. Ими руководят обыденные приземленные ценности, они не понимают, что важного может быть в таком отношении к миру, в таком видении мира, которое сам поэт считает настоящим богатством.