Молнию метнула глазами:
«Я видела —
с тобой другая.
Ты самый низкий,
ты подлый самый…» —
И пошла,
и пошла,
и пошла, ругая.
Я ученый малый, милая,
громыханья оставьте ваши,
Если молния меня не убила —
то гром мне,
ей-богу, не страшен.
Владимир Владимирович Маяковский умел быть убийственно ироничным, это он продемонстрировал в своем произведении «Гейнеобразное».
Стихотворение написано в 1920 году. Его автору исполнилось в этот момент 27 лет, он нарасхват как популяризатор идей революции и критик буржуазных пережитков. Пишет пьесы, ездит с публичными лекциями, скандалит с имажинистами и лично с С. Есениным. Любовные чувства его принадлежат Л. Брик, однако есть свидетельства, что как раз в этом году он был кратковременно увлечен художницей Е. Лавинской и даже стал отцом. Возможно, тема произведения связана со всеми этими событиями. По жанру – ироничная любовная лирика, по размеру – акцентный стих с нерифмованными строчками и с одним подобием перекрестной рифмы. Деления на строфы нет. Лирический герой – сам автор. Типичный для В. Маяковского монструозный неологизм вынесен в название. Он связан с именем немецкого поэта XIX века Г. Гейне, известного своей романтической, возвышенной любовной лирикой. Естественно, стихотворение В. Маяковского построено на противопоставлении. Его лексика и образы притворно возвышены. Начинается стихотворение сразу с кульминации. Героиня мечет молнии глазами от ревности. Дальше идет ее возмущенная прямая речь, уличающая героя в измене. «Я видела»: не с чьих-то слов, а сама свидетель. Потом – пара литературных ругательств: низкий, подлый. А дальше, видимо, выражения покрепче: и пошла, пошла… (за этим троекратным повтором скрывается основной поток брани). Кстати, этот глагол здесь употреблен в значении «начала». Далее герой хладнокровно и цинично подытоживает сцену. «Я ученый малый»: то есть, жизнь меня уже поучила. Обращение «милая» в данном контексте звучит с иронией. «Громыханья»: обвинения. В финале он почти с издевкой объявляет: если молния не убила – гром не страшен. Возможно, стихотворение иллюстрирует один из переломов в отношениях поэта с Л. Брик. К тому времени он уже не считал нужным оправдываться перед ней за свои увлечения. Впрочем, и к окончательному разрыву ни эта сцена, ни последующие не привели. Привязанность к семье Бриков поэт сохранил практически до конца жизни. Метафоры: молнии и громы оскорбленной женщины. Расположение и разбивка строк, как это обычно у В. Маяковского, прихотливы, поэтому повторы еще по совместительству и анафоры.
Летом 1920 года В. Маяковский увековечил в любовной лирике эффектный эпизод с ревнующей женщиной.