Перейти к содержимому
Главная страница » Владимир Высоцкий – Честь шахматной короны – Классика на literaturka.com

Владимир Высоцкий — Честь шахматной короны — Классика на literaturka.com

«Честь шахматной короны» — одно из знаковых стихотворений Владимира Высоцкого, посвящённое теме шахмат. Написанное в 1972 году, оно отражает не только страсть поэта к этой интеллектуальной игре, но и глубокие философские размышления о борьбе, стратегии и человеческой природе. В стихотворении Высоцкий мастерски передаёт напряжение шахматного поединка, где каждый ход может стать решающим, а каждая ошибка — роковой. Метафоры и аллегории, использованные автором, выходят за рамки шахматной доски, символизируя жизненные бои, победы и поражения. Высоцкий, как всегда, остаётся верен своему стилю — проникновенному, динамичному и насыщенному. «Честь шахматной короны» — это не просто гимн шахматам, но и глубокое размышление о чести, достоинстве и упорстве в достижении цели.

Владимир Высоцкий — Честь шахматной короны

I. Подготовка

Я кричал: «Вы что там, обалдели?
Что ж вы уронили шахматный престиж!»
А мне сказали в нашем спортотделе:
«Ага, прекрасно — ты и защитишь!

Но учти, что Фишер очень ярок,
Он даже спит с доскою — сила в ём,
Он играет чисто, без помарок…»
Ну и ничего, я тоже не подарок,
И у меня в запасе — ход конём.

Ох вы, мускулы стальные,
Пальцы цепкие мои!
Эх, резные-расписные
Деревянные ладьи!

Друг мой футболист учил: «Не бойся —
Он к таким партнёрам не привык.
Ты за тылы и центр не беспокойся,
А играй по краю — напрямик!..»

Ну, я налёг на бег, на стометровки,
Я в бане вес согнал, отлично сплю,
Были по хоккею тренировки…
Ну, в общем, после этой подготовки —
Да я его без мата задавлю!

Ох вы, сильные ладони,
Мышцы крепкие спины!
Эх вы, кони мои, кони,
Ох вы, белые слоны!

«Не спеши и, главное, не горбись», —
Так боксёр беседовал со мной.
«Ты, — говорит, — в ближний бой не лезь, работай в корпус,
И помни, что коронный твой — прямой».

Честь короны шахматной — на карте!
И он от пораженья не уйдёт:
Мы сыграли с Талем десять партий —
В преферанс, в очко и на бильярде.
Таль сказал: «Такой не подведёт!»

Ох, рельеф мускулатуры!
Дельтовидные — сильны!
Ой вы, лёгкие фигуры,
Ой вы, кони да слоны!

И в буфете, для других закрытом,
Повар успокоил: «Не робей!
Ты, — говорит, — с таким прекрасным аппетитом
Враз проглотишь всех его коней!

Ты присядь перед дорогой дальной —
И бери с питанием рюкзак.
На двоих готовь пирог пасхальный:
Этот Шифер — он хоть и гениальный,
А небось попить-покушать не дурак!»

Ох мы — крепкие орешки!
Ох, корону — привезём!
Спать ложимся — вроде пешки,
Но просыпаемся — ферзём!

II. Игра

Только прилетели —
сразу сели.
Фишки все заранее стоят.
Фоторепортёры налетели —
И слепят, и с толку сбить хотят.

Но меня и дома — кто положит?
Репортёрам с ног меня не сбить!..
Мне же неумение поможет:
Этот Шифер ни за что не сможет
Угадать, чем буду я ходить.

Выпало ходить ему, задире, —
Говорят, он белыми мастак!
Сделал ход с е2 на е4…
Чтой-то мне знакомое… Так-так!

Ход за мной — что делать?! Надо, Сева, —
Наугад, как ночью по тайге…
Помню: всех главнее королева —
Ходит взад-вперёд и вправо-влево,
Ну а кони вроде — только буквой «Г».

Эх, спасибо заводскому другу —
Хоть научил, как ходят, как сдают…
Выяснилось позже — я с испугу
Разыграл классический дебют!

Всё следил, чтоб не было промашки,
Вспоминал всё повара в тоске.
Эх, сменить бы пешки на рюмашки —
Живо б прояснилось на доске!

Вижу, он нацеливает вилку —
Хочет есть. И я бы съел ферзя…
Эх, под такой бы закусь — да бутылку!
Но во время матча пить нельзя.

Я голодный, посудите сами:
Здесь у них лишь кофе да омлет.
Клетки — как круги перед глазами,
Королей я путаю с тузами
И с дебютом путаю дуплет.

Есть примета — вот я и рискую:
В первый раз должно мне повезти.
Да я его замучу, зашахую —
Да мне бы только дамку провести!

Не мычу не телюсь, весь — как вата.
Надо что-то бить — уже пора!
Чем же бить? Ладьёю — страшновато,
Справа в челюсть — вроде рановато,
Неудобно как-то — первая игра.

…А он мою защиту разрушает —
Старую индийскую — в момент,
Это смутно мне напоминает
Индо-Пакистанский инцидент.

Только зря он шутит с нашим братом,
У меня есть мера, даже две:
Если он меня прикончит матом,
Так я его — через бедро с захватом
Или ход конём — по голове!

Я еще чуток добавил прыти —
Всё не так уж сумрачно вблизи:
В мире шахмат пешка может выйти —
Ну, если тренируется — в ферзи!

Шифер стал на хитрости пускаться:
Встанет, пробежится и — назад;
Предложил турами поменяться,
Ну, ещё б ему меня не опасаться,
Когда я лёжа жму сто пятьдесят!

Вот я его фигурку смерил оком,
И когда он объявил мне шах —
Обнажил я бицепс ненароком,
Даже снял для верности пиджак.

И мгновенно в зале стало тише,
Он заметил, что я привстаю…
Видно, ему стало не до фишек —
И хвалёный пресловутый Фишер
Тут же согласился на ничью.

Краткий анализ на стихотворение: Владимир Высоцкий — Честь шахматной короны

Стихотворение Владимира Высоцкого «Честь шахматной короны» представляет собой уникальное произведение, в котором автор использует шахматную метафору для раскрытия темы чести, борьбы и внутреннего напряжения. Высоцкий, известный своим глубоким пониманием человеческой природы и умением передавать сложные эмоции через простые образы, создает в этом стихотворении многослойное повествование, которое можно интерпретировать на разных уровнях.

В основе стихотворения лежит шахматная партия, которая символизирует жизненные перипетии и борьбу за идеалы. Шахматы, как метафора жизни, подчеркивают стратегичность, необходимость предугадывания ходов соперника и принятия взвешенных решений. Высоцкий использует образы шахматных фигур, чтобы показать расклад сил и напряженность ситуации, в которой каждый ход может стать решающим.

Стихотворение начинается с описания шахматной доски и фигур, создавая атмосферу предстоящей битвы. Высоцкий мастерски передает ощущение напряженности и ожидания, описывая фигуры как воинов, готовых к сражению. Здесь можно увидеть параллели с реальной жизнью, где каждый человек — это фигура на шахматной доске, вынужденная бороться за свое место и защищать свои интересы.

Особое внимание в стихотворении уделяется королю и королеве, которые символизируют высшие ценности и идеалы. Король — это честь и достоинство, которые нужно защищать любой ценой, а королева — сила и мудрость, помогающая в борьбе. Высоцкий подчеркивает, что в шахматах, как и в жизни, важна не только сила, но и умение стратегически мыслить, предвидеть ходы противника и сохранять хладнокровие в самых сложных ситуациях.

В стихотворении также прослеживается тема жертвы и самоотверженности. Высоцкий показывает, что иногда для достижения высшей цели необходимо пойти на жертвы, отдать часть себя ради сохранения целого. Это отражает не только шахматную стратегию, но и жизненную философию автора, для которого честь и достоинство всегда стояли на первом месте.

Стилистически стихотворение отличается динамичностью и эмоциональностью. Высоцкий использует яркие, образные метафоры и сравнения, чтобы передать напряжение и драматизм ситуации. Его язык прост и понятен, но в то же время насыщен глубокими смыслами и подтекстами, что позволяет читателю погружаться в атмосферу произведения и переживать вместе с его героями.

В заключении стоит отметить, что «Честь шахматной короны» — это не просто стихотворение о шахматах. Это философское размышление о жизни, чести, борьбе и самоотверженности. Владимир Высоцкий, используя шахматную метафору, поднимает важные вопросы, которые остаются актуальными во все времена. Его стихотворение заставляет задуматься о том, что действительно важно в жизни, и как сохранить свои идеалы в мире, полном борьбы и испытаний.

Дополнительная информация про Владимира Высотского

Список всех стихов Владимира Высотского на нашем сайте.

Владимир Высоцкий (1938-1980) был советским поэтом, певцом, актером и композитором. Его творчество оказало значительное влияние на культуру Советского Союза. Высоцкий известен своими песнями, многие из которых носили социальный и политический характер, а также яркими театральными и киноработами.

Он родился в Москве и начал писать стихи с юного возраста. Высоцкий стал особенно популярен благодаря своим авторским песням, которые он исполнял под гитару. Его хриплый голос и искренние тексты сделали его кумиром миллионов. Помимо музыкальной карьеры, Высоцкий сыграл множество ролей в театре и кино, наиболее известной из которых является роль в спектакле «Гамлет» в Театре на Таганке.