Перейти к содержимому
Главная страница » Владимир Высоцкий – История болезни: Часть 1 – Классика на literaturka.com

Владимир Высоцкий — История болезни: Часть 1 — Классика на literaturka.com

Стихотворение Владимира Высоцкого «История болезни: Часть 1» представляет собой мощный и эмоциональный рассказ, в котором поэт делится своими переживаниями и размышлениями о болезнях и страданиях. Высоцкий, известный своим уникальным стилем и глубокими текстами, использует метафоры и символы, чтобы передать внутренние чувства и борьбу с недугами. Стихотворение пронизано искренностью и честностью, что делает его особенно близким и понятным для читателей. В нем раскрываются темы человеческой слабости, силы духа и неизбежности физических страданий. Высоцкий мастерски сочетает философские размышления с личными переживаниями, что придает стихотворению особую глубину и значимость. «История болезни: Часть 1» является ярким примером того, как поэзия может отражать сложные аспекты человеческой жизни, предлагая читателям возможность задуматься о собственных страхах и надеждах.

Владимир Высоцкий — История болезни: Часть 1

Я был и слаб, и уязвим,
Дрожал всем существом своим,
Кровоточил своим больным,
Истерзанным нутром.
И, словно в пошлом попурри,
Огромный лоб возник в двери
И озарился изнутри
Здоровым недобром.

Но властно дёрнулась рука:
«Лежать лицом к стене!»
И вот мне стали мять бока
На липком топчане.

А самый главный сел за стол,
Вздохнул осатанело
И что-то на меня завёл
Похожее на «дело».
И что-то на меня завёл
Похожее на «дело».

Вот в пальцах цепких и худых
Смешно задёргался кадык,
Нажали в пах, потом — под дых,
На печень-бедолагу.
Когда давили под ребро —
Как ёкало мое нутро!
И кровью харкало перо
В невинную бумагу.

В полубреду, в полупылу
Разделся донага,
В углу готовила иглу
Нестарая карга.

И от корней волос до пят
По телу ужас плёлся:
А вдруг уколом усыпят,
Чтоб сонный раскололся?!

Он, потрудясь над животом,
Сдавил мне череп, а потом
Предплечья мне стянул жгутом
И крови ток прервал.
Я было взвизгнул, но замолк —
Сухие губы на замок.
А он кряхтел, кривился, мок,
Писал и ликовал.

Он в раж вошёл — знакомый раж,
Но я как заору:
«Чего строчишь? А ну, покажь
Секретную муру!..»

Подручный — бывший психопат —
Вязал мои запястья,
Тускнели, выложившись в ряд,
Орудия пристрастья.

Я тёрт, и бит, и нравом крут,
Могу — вразнос, могу — враскрут,
Но тут смирят, но тут уймут —
Я никну и скучаю.

Лежу я голый как сокол,
А главный — шмыг да шмыг за стол,
Всё что-то пишет в протокол,
Хоть я не отвечаю.

Нет, надо силы поберечь,
А то ослаб, устал,
Ведь скоро пятки станут жечь,
Чтоб я захохотал.

Держусь на нерве, начеку,
Но чувствую отвратно:
Мне в горло всунули кишку —
Я выплюнул обратно.

Я взят в тиски, я в клещи взят —
По мне елозят, егозят,
Всё вызнать, выведать хотят,
Всё пробуют на ощупь.
Тут не пройдут и пять минут,
Как душу вынут, изомнут,
Всю испоганят, изорвут,
Ужмут и прополощут.

«Дыши, дыши поглубже ртом!
Да выдохни — умрёшь!» —
«У вас тут выдохни — потом
Навряд ли и вздохнёшь!»

Во весь свой пересохший рот
Я скалюсь: «Ну, порядки!
Со мною номер не пройдёт,
Товарищи-ребятки!»

Убрали свет и дали газ,
Доска какая-то зажглась —
И гноем брызнуло из глаз,
И булькнула трахея.
И он зверел, входил в экстаз,
Приволокли зачем-то таз…
Я видел это как-то раз —
Фильм в качестве трофея.

Ко мне заходят со спины
И делают укол…
«Колите, сукины сыны,
Но дайте протокол!»

Я даже на колени встал,
Я к тазу лбом прижался;
Я требовал, и угрожал,
Молил и унижался.

Но туже затянули жгут,
Вон вижу я — спиртовку жгут,
Все рыжую чертовку ждут
С волосяным кнутом.
Где-где, а тут своё возьмут!
А я гадаю, старый шут:
Когда же раскалённый прут —
Сейчас или потом?

Шабаш калился и лысел,
Пот лился горячо,
Раздался звон — и ворон сел
На белое плечо.

И ворон крикнул: «Nеvеr mоrе!»
Проворен он и прыток,
Напоминает: прямо в морг
Выходит зал для пыток.

Я слабо подымаю хвост,
Хотя для них я глуп и прост:
«Эй! За пристрастный ваш допрос
Придётся отвечать!
Вы, как вас там по именам,
Вернулись к старым временам!
Но протокол допроса нам
Обязаны давать!»

И я через плечо кошу
На писанину ту:
«Я это вам не подпишу,
Покуда не прочту!»

Мне чья-то жёлтая спина
Ответила бесстрастно:
«А ваша подпись не нужна —
Нам без неё всё ясно».

«Сестрёнка, милая, не трусь —
Я не смолчу, я не утрусь,
От протокола отопрусь
При встрече с адвокатом!
Я ничего им не сказал,
Ни на кого не показал,
Скажите всем, кого я знал:
Я им остался братом!»

Он молвил, подведя черту:
Читай, мол, и остынь!
Я впился в писанину ту,
А там — одна латынь…

В глазах — круги, в мозгу — нули,
Проклятый страх, исчезни:
Они же просто завели
Историю болезни!

Краткий анализ на стихотворение: Владимир Высоцкий — История болезни: Часть 1

Владимир Высоцкий — один из самых известных и влиятельных русских поэтов и авторов-исполнителей второй половины XX века. Его произведения часто отражают суровую реальность, с которой сталкивались люди в Советском Союзе, и в то же время выражают глубокий личный опыт и переживания. Стихотворение «История болезни: Часть 1» не является исключением и представляет собой мощное, многослойное произведение, которое заслуживает внимательного анализа.

Стихотворение начинается с описания состояния пациента, который находится в больнице. Высоцкий использует метафоры, чтобы передать тяжесть и безысходность ситуации. Он говорит о «щупальцах капельниц» и «тени в глазах», что создает образ человека, находящегося на грани между жизнью и смертью. Это описание не только физического состояния, но и психологического состояния пациента, который чувствует себя уязвимым и беспомощным.

Высоцкий мастерски передает атмосферу больницы, создавая ощущение замкнутости и изоляции. Он описывает больничные коридоры как «лабиринты», где легко потеряться, и это метафорически отражает состояние пациента, который потерян в своих мыслях и страхах. Автор также подчеркивает монотонность больничной жизни, где дни сливаются в один непрерывный поток.

Одной из ключевых тем стихотворения является страх перед смертью. Высоцкий не боится говорить о смерти открыто и честно, что делает его произведение особенно сильным и эмоционально насыщенным. Он описывает, как пациент чувствует приближение конца и как этот страх пронизывает его каждую мысль. Однако, несмотря на всю тяжесть темы, в стихотворении присутствует и элемент надежды. Высоцкий упоминает о «свете в конце тоннеля», который может быть интерпретирован как символ надежды на выздоровление или духовное освобождение.

Стихотворение также можно рассматривать как критическое высказывание о системе здравоохранения в Советском Союзе. Высоцкий намекает на недостатки и бюрократию, с которыми сталкиваются пациенты. Он описывает врачей как «богов в белых халатах», что подчеркивает их власть и отдаленность от реальных человеческих страданий. Это создает ощущение, что пациент находится не только в физической, но и в социальной изоляции.

Еще один важный аспект стихотворения — это его автобиографический характер. Высоцкий сам неоднократно сталкивался с медицинскими проблемами и лечением, что добавляет произведению личной и эмоциональной глубины. Его описание боли и страха звучит особенно искренне и правдоподобно, так как он сам переживал подобные ощущения.

В заключение, «История болезни: Часть 1» — это многослойное произведение, которое сочетает в себе личные переживания автора, социальную критику и глубокие философские размышления о жизни и смерти. Высоцкий использует богатый язык и мощные метафоры, чтобы создать эмоционально насыщенное и многозначное произведение, которое продолжает оставаться актуальным и трогательным для читателей и слушателей.

Дополнительная информация про Владимира Высотского

Список всех стихов Владимира Высотского на нашем сайте.

Владимир Высоцкий (1938-1980) был советским поэтом, певцом, актером и композитором. Его творчество оказало значительное влияние на культуру Советского Союза. Высоцкий известен своими песнями, многие из которых носили социальный и политический характер, а также яркими театральными и киноработами.

Он родился в Москве и начал писать стихи с юного возраста. Высоцкий стал особенно популярен благодаря своим авторским песням, которые он исполнял под гитару. Его хриплый голос и искренние тексты сделали его кумиром миллионов. Помимо музыкальной карьеры, Высоцкий сыграл множество ролей в театре и кино, наиболее известной из которых является роль в спектакле «Гамлет» в Театре на Таганке.