Стихотворение Владимира Высоцкого «История болезни: Часть III» является глубоким и драматичным произведением, в котором поэт исследует тему человеческой боли, страха и отчаяния. Высоцкий, известный своим уникальным голосом и остроумными текстами, обнажает душу, делясь личными переживаниями и размышлениями о жизни и смерти. В этом стихотворении он метафорически описывает внутреннюю борьбу, сражение с собственными демонами и физическими недугами. Произведение пронизано искренностью и эмоциональной напряженностью, что позволяет читателям глубже понять душевное состояние автора. «История болезни: Часть III» — это не просто рассказ о страдании, но и философское осмысление человеческого существования, поиск смысла и надежды в самых тёмных моментах жизни.
Владимир Высоцкий — История болезни: Часть III
Вдруг словно канули во мрак
Портреты и врачи,
Жар от меня струился, как
От доменной печи.
Я злую ловкость ощутил,
Пошёл — как на таран,
И фельдшер еле защитил
Рентгеновский экран.
И — горлом кровь, и не уймёшь —
Залью хоть всю Россию,
И — крик: «На стол его, под нож!
Наркоз! Анестезию!»
Я был здоров — здоров как бык,
Как целых два быка, —
Любому встречному в час пик
Я мог намять бока.
Идёшь, бывало, и поёшь,
Общаешься с людьми,
Вдруг крик — на стол тебя, под нож!
Допелся, чёрт возьми!..
«Не надо нервничать, мой друг, —
Врач стал чуть-чуть любезней, —
Почти у всех людей вокруг
История болезни».
Мне шею обложили льдом,
Спешат — рубаху рвут,
Я ухмыляюсь красным ртом,
Как на манеже шут.
Я сам себе кричу: «Трави! —
И напрягаю грудь. —
В твоей запёкшейся крови
Увязнет кто-нибудь!»
Я б мог, когда б не глаз да глаз,
Всю землю окровавить.
Жаль, что успели медный таз
Не вовремя подставить!
Уже я свой не слышу крик,
Не узнаю сестру,
Вот сладкий газ в меня проник,
Как водка поутру.
Цветастый саван скрыл и зал,
И лица докторов,
Но я им всё же доказал,
Что умственно здоров!
Слабею, дёргаюсь и вновь
Травлю. Но иглы вводят
И льют искусственную кровь —
Та горлом не выходит.
«Хирург, пока не взял наркоз,
Ты голову нагни:
Я важных слов не произнёс,
Послушай — вот они.
Взрезайте, с богом, помолясь,
Тем более бойчей,
Что эти строки не про вас,
А про других врачей!..»
Я лёг на сгибе бытия,
На полдороге к бездне,
И вся история моя —
История болезни.
Очнулся я — на теле швы,
Медбрат меня кормил,
И все врачи со мной на вы,
И я с врачами мил.
Нельзя вставать, нельзя ходить —
Молись, что пронесло,
Я здесь баклуш могу набить
Несчётное число.
Мне здесь пролёживать бока
Без всяческих общений —
Моя кишка пока тонка
Для острых ощущений.
Сам первый человек хандрил —
Он только это скрыл,
Да и Создатель болен был,
Когда наш мир творил.
У человечества всего —
То колики, то рези,
И вся история его —
История болезни.
Всё человечество давно
Хронически больно —
Со дня творения оно
Болеть обречено.
«Вы огорчаться не должны, —
Врач стал ещё любезней, —
Ведь вся история страны —
История болезни.
Живёт больное всё быстрей,
Всё злей и бесполезней —
И наслаждается своей
Историей болезни».
Краткий анализ на стихотворение: Владимир Высоцкий — История болезни: Часть III
Стихотворение Владимира Высоцкого «История болезни: Часть III» является одной из частей цикла, в котором автор исследует темы болезни, жизни и смерти. Высоцкий, известный своим глубоким и проникновенным стилем, с помощью метафор и аллегорий создает мощное произведение, которое не оставляет читателя равнодушным.
Стихотворение начинается с описания состояния больного, который находится в больнице. Высоцкий использует медицинскую терминологию и образы, чтобы передать атмосферу больничной палаты. Он пишет о капельницах, врачах и их усилиях по спасению жизни пациента, что создает ощущение беспомощности и отчаяния. Однако, эта медицинская реальность переплетается с философскими размышлениями о смысле жизни и неизбежности смерти.
Образ болезни в стихотворении символизирует не только физическое страдание, но и внутренние переживания человека. Высоцкий показывает, как болезнь заставляет человека задуматься о своей жизни, о ее ценности и конечности. В этом контексте болезнь становится катализатором для глубоких размышлений и переоценки жизненных приоритетов.
Высоцкий использует сильные метафоры, чтобы передать эмоциональное состояние героя. Например, он сравнивает больного с «птицей в клетке», подчеркивая его беспомощность и ограниченность. Эта метафора также отражает внутреннее состояние человека, который чувствует себя запертым в своем теле и не может освободиться от болезни.
Стихотворение также затрагивает тему взаимоотношений между людьми. Высоцкий пишет о врачах и их усилиях по спасению больного, подчеркивая их самоотверженность и профессионализм. Однако, он также показывает, что даже самые опытные врачи не всегда могут победить болезнь, что подчеркивает хрупкость человеческой жизни и ограниченность наших возможностей.
Важным аспектом стихотворения является его философская глубина. Высоцкий задает вопросы о смысле жизни и смерти, о том, что остается после нас. Эти размышления делают стихотворение не только эмоционально насыщенным, но и интеллектуально стимулирующим. Читатель невольно задумывается о своей собственной жизни, о ее ценности и конечности.
Заканчивается стихотворение на мажорной ноте, которая, однако, не лишена горечи. Высоцкий пишет о том, что, несмотря на все страдания и трудности, жизнь продолжается, и каждый новый день – это новая возможность. Эта мысль подчеркивает оптимизм и жизнелюбие автора, его веру в человеческую стойкость и способность преодолевать трудности.
В заключение можно сказать, что стихотворение Владимира Высоцкого «История болезни: Часть III» – это глубокое и многослойное произведение, которое затрагивает важные темы болезни, жизни и смерти. С помощью метафор и аллегорий Высоцкий создает мощное эмоциональное и философское послание, которое не оставляет читателя равнодушным и заставляет задуматься о смысле жизни и ее ценности.
Дополнительная информация про Владимира Высотского
Список всех стихов Владимира Высотского на нашем сайте.
Владимир Высоцкий (1938-1980) был советским поэтом, певцом, актером и композитором. Его творчество оказало значительное влияние на культуру Советского Союза. Высоцкий известен своими песнями, многие из которых носили социальный и политический характер, а также яркими театральными и киноработами.
Он родился в Москве и начал писать стихи с юного возраста. Высоцкий стал особенно популярен благодаря своим авторским песням, которые он исполнял под гитару. Его хриплый голос и искренние тексты сделали его кумиром миллионов. Помимо музыкальной карьеры, Высоцкий сыграл множество ролей в театре и кино, наиболее известной из которых является роль в спектакле «Гамлет» в Театре на Таганке.