Стихотворение Владимира Высоцкого «К 15-летию Театра на Таганке» является проникновенным и искренним произведением, посвящённым юбилею легендарного московского театра. Высоцкий, являясь не только выдающимся поэтом и музыкантом, но и актёром этого театра, передаёт в стихотворении всю глубину своих чувств к месту, ставшему для него вторым домом. В стихотворении отражены не только личные воспоминания и переживания автора, но и дух времени, трудности и радости, которые переживал коллектив театра. Высоцкий мастерски использует свой поэтический талант, чтобы передать любовь, уважение и благодарность коллегам и зрителям. Это произведение является важным историческим документом, запечатлевшим эпоху и значимость Театра на Таганке в культурной жизни страны.
Владимир Высоцкий — К 15-летию Театра на Таганке
Пятнадцать лет — не дата, так —
Огрызок, недоедок.
Полтиник — да! И четвертак.
А то — ни так — ни эдак.
Мы выжили пятнадцать лет.
Вы думали слабо, да?
А так как срока выше нет —
Слобода, брат, слобода!
Пятнадцать — это срок, хоть не на нарах.
Кто был безус — тот стал при бороде.
Мы уцелели при больших пожарах,
При Когане, при взрывах и т.д.
Пятнадцать лет назад такое было!..
Кто всплыл, об утонувших не жалей!
Сегодня мы и те, кто у кормила,
Могли б совместно справить юбилей.
Сочится жизнь — коричневая жижа…
Забудут нас, как вымершую чудь,
В тринадцать дали нам глоток Парижа.
Чтобы запоя не было — чуть-чуть.
Мы вновь готовы к творческим альянсам —
Когда же это станут понимать?
Необходимо ехать к итальянцам,
Заслать к ним вслед за Папой — нашу «Мать».
«Везёт — играй!» — кричим наперебой мы.
Есть для себя патрон, когда тупик.
Но кто-то вытряс пулю из обоймы
И из колоды вынул даму пик.
Любимов наш, Боровский, Альфред Шнитке,
На вас ушаты вылиты воды.
Прохладно вам, промокшие до нитки?
Обсохните — и снова за труды.
Достойным уже розданы медали,
По всем статьям — амнистия окрест.
Нам по статье в «Литературке» дали,
Не орден — чуть не ордер на арест.
Тут одного из наших поманили
Туда, куда не ходят поезда,
Но вновь статью большую применили —
И он теперь не едет никуда.
Директоров мы стали экономить,
Беречь и содержать под колпаком, —
Хоть Коган был не полный Каганович,
Но он не стал неполным Дупаком.
Сперва сменили шило мы на мыло,
Но мыло омрачило нам чело,
Тогда Таганка шило возвратила —
И всё теперь идёт, куда и шло.
Даёшь, Таганка, сразу: «Или — или!»
С ножом пристали к горлу — как не дать.
Считают, что невинности лишили…
Пусть думают — зачем разубеждать?
А знать бы всё наверняка и сразу б,
Заранее предчувствовать беду!
Но всё же, сколь ни пробовали на зуб, —
Мы целы на пятнадцатом году.
Талантов — тьма! Созвездие, соцветье…
И многие оправились от ран.
В шестнадцать будет совершеннолетье,
Дадут нам паспорт, может быть, загран.
Всё полосами, всё должно меняться —
Окажемся и в белой полосе!
Нам очень скоро будет восемнадцать —
Получим право голоса, как все.
Мы в двадцать пять — даст бог — сочтём потери,
Напишут дату на кокарде нам,
А дальше можно только к высшей мере,
А если нет — то к высшим орденам.
Придут другие в драме и в балете,
И в опере опять поставят «Мать»…
Но в пятьдесят — в другом тысячелетье —
Мы будем про пятнадцать вспоминать!
У нас сегодня для желудков встряска!
Долой сегодня лишний интеллект!
Так разговляйтесь, потому что Пасха,
И пейте за пятнадцать наших лет!
Пятнадцать лет — не дата, так —
Огрызок, недоедок.
Полтинник — да! И четвертак.
А то — ни так — ни эдак.
А мы живём и не горим,
Хотя в огне нет брода,
Чего хотим, то говорим, —
Слобода, брат, слобода!
Краткий анализ на стихотворение: Владимир Высоцкий — К 15-летию Театра на Таганке
Владимир Высоцкий, один из самых значимых поэтов и исполнителей второй половины XX века, в своем стихотворении «К 15-летию Театра на Таганке» выражает глубокую привязанность и любовь к театру, который сыграл важную роль в его жизни и карьере. Театр на Таганке был не просто местом работы для Высоцкого; он был символом свободы, творчества и самовыражения в условиях советской действительности.
Стихотворение начинается с обращения к театру, что сразу же придает ему личный и интимный характер. Высоцкий использует метафоры и аллегории, чтобы описать значение театра в его жизни, называя его «домом» и «храмом искусства». Эти метафоры подчеркивают неразрывную связь поэта с театром, который становится для него местом духовного приюта и творческого вдохновения.
Высоцкий говорит о сложности и многогранности театральной жизни, используя образы масок и ролей. Он обращает внимание на то, что театр — это не только сцена и зрители, но и закулисная работа, взаимодействие между актерами, режиссерами и другими сотрудниками. В этих строках чувствуется уважение к труду всех, кто причастен к созданию спектаклей, что говорит о демократичности и коллективизме, присущих Театру на Таганке.
В стихотворении также затронута тема времени и перемен. Высоцкий осознает, что пятнадцатилетний юбилей — это не только повод для праздника, но и момент для размышлений о пройденном пути, достигнутых успехах и пережитых трудностях. Он говорит о неизбежности перемен и течении времени, но при этом выражает надежду на то, что театр сохранит свою уникальность и продолжит быть источником вдохновения для новых поколений.
Одним из ключевых мотивов стихотворения является мотив борьбы и сопротивления. Высоцкий упоминает о трудностях, с которыми сталкивался театр, о цензуре и давлении со стороны властей. Однако он подчеркивает, что несмотря на все преграды, Театр на Таганке продолжал существовать и развиваться, оставаясь верным своим принципам и идеалам. Этот мотив борьбы отражает и личную позицию Высоцкого как художника, который не раз шел против системы в своем творчестве.
Стихотворение заканчивается оптимистичной нотой, выражая веру в будущее театра и его способность к обновлению и развитию. Высоцкий передает свои надежды и пожелания коллективу театра, выражая признательность за годы совместной работы и творчества.
Таким образом, стихотворение «К 15-летию Театра на Таганке» является не только данью уважения конкретному культурному учреждению, но и размышлением о значении искусства в жизни общества и отдельного человека. Высоцкий показывает, что театр может быть мощным инструментом для самовыражения и борьбы за свободу, а также источником духовной силы и вдохновения. В этом стихотворении отражены личные переживания и философские размышления поэта, что делает его глубоким и многослойным произведением.
Дополнительная информация про Владимира Высотского
Список всех стихов Владимира Высотского на нашем сайте.
Владимир Высоцкий (1938-1980) был советским поэтом, певцом, актером и композитором. Его творчество оказало значительное влияние на культуру Советского Союза. Высоцкий известен своими песнями, многие из которых носили социальный и политический характер, а также яркими театральными и киноработами.
Он родился в Москве и начал писать стихи с юного возраста. Высоцкий стал особенно популярен благодаря своим авторским песням, которые он исполнял под гитару. Его хриплый голос и искренние тексты сделали его кумиром миллионов. Помимо музыкальной карьеры, Высоцкий сыграл множество ролей в театре и кино, наиболее известной из которых является роль в спектакле «Гамлет» в Театре на Таганке.