Перейти к содержимому
Главная страница » Владимир Высоцкий – Серенада Соловья-разбойника – Классика на literaturka.com

Владимир Высоцкий — Серенада Соловья-разбойника — Классика на literaturka.com

«Серенада Соловья-разбойника» — одно из знаковых стихотворений Владимира Высоцкого, сочетающее в себе лиричность и глубокую сатиру. В этом произведении автор мастерски использует образ Соловья-разбойника, персонажа из русского фольклора, чтобы создать уникальный и выразительный портрет. Высоцкий играет с контрастом между романтическим обликом певца и его жестокой, разбойничьей натурой, что придает стихотворению особую остроту и иронию. Богатый язык и метафоры, характерные для творчества Высоцкого, делают «Серенаду» ярким примером его поэтического таланта. Это произведение не только развлекает, но и заставляет задуматься о природе человеческих противоречий и масок, которые мы носим в повседневной жизни. Стихотворение остается актуальным и востребованным, отражая вечные темы и вопросы.

Владимир Высоцкий — Серенада Соловья-разбойника

Выходи! Я тебе посвищу серенаду!
Кто тебе серенаду ещё посвистит?
Сутки кряду могу — до упаду, —
Если муза меня посетит.

Я пока ещё только шутю и шалю —
Я пока на себя не похож:
Я обиду терплю, но когда я вспылю —
Я дворец подпилю, подпалю, развалю,
Если ты на балкон не придёшь!

Ты отвечай мне прямо-откровенно —
Разбойничую душу не трави!..
О, выйди, выйди, выйди, выйди, Аграфена,
Послушать серенаду о любви!

Эге-гей, трали-вали!
Кабы красна девица жила бы во подвале —
Я б тогда на корточки
Приседал у форточки,
Мы бы до утра проворковали!

В лесных кладовых моих — уйма товара:
Два уютных дупла, три пенёчка гнилых…
Чем же я тебе, Груня, не пара,
Чем я, Феня, тебе не жених?!

Так тебя я люблю, что ночами не сплю,
Сохну с горя у всех на виду.
Вон и голос сорвал — и хриплю, и сиплю.
Ох, я дров нарублю — я себя погублю, —
Но тебя украду, уведу!

Я женихов твоих — через колено!
Я папе твоему попорчу кровь!
О, выйди, выйди, выйди, выйди, Аграфена,
О, не губи разбойничью кровь!

Эге-гей, трали-вали!
Кабы красна девица жила да во подвале —
Я б тогда на корточки
Приседал у форточки,
Мы бы до утра проворковали!

Так давай, Аграфенушка, свадьбу назначим.
Я нечистая сила, но с чистой душой!
Я к чертям, извините, собачьим
Брошу свой соловьиный разбой!

Я и трелью зальюсь, и подарок куплю,
Всех дружков приведу на поклон,
Я тебя пропою, я тебя прокормлю,
Нам ребята на свадьбу дадут по рублю,
Только — ты выходи на балкон!

Во темечке моём да во височке —
Одна мечта: что выйдет красота,
Привстану я на цыпочки-мысочки
И поцелую в сахарны уста!

Эге-гей, трали-вали!
Кабы красна девица жила да во подвале —
Я б тогда на корточки
Приседал у форточки,
Мы бы до утра проворковали!

Краткий анализ на стихотворение: Владимир Высоцкий — Серенада Соловья-разбойника

Владимир Высоцкий — значимая фигура в русской поэзии и авторской песне, чье творчество прочно укоренилось в культурном наследии России. Его стихотворение «Серенада Соловья-разбойника» представляет собой интересный пример соединения фольклорных мотивов и авторской интерпретации. В этом произведении Высоцкий мастерски использует литературные приемы, чтобы создать яркий и многослойный образ Соловья-разбойника, персонажа из русских народных былин.

Прежде всего, стоит отметить, что само название стихотворения «Серенада Соловья-разбойника» уже вызывает интерес. Серенада традиционно ассоциируется с романтической песней, исполняемой под окнами возлюбленной. В контексте Соловья-разбойника, известного своими разбойничьими деяниями, это сочетание вызывает эффект неожиданности и иронии. Высоцкий, используя эту контрастность, подчеркивает двоякость образа героя, соединяя в нём черты как романтика, так и разбойника.

Текст стихотворения насыщен живыми и яркими образами, которые помогают читателю погрузиться в атмосферу описываемых событий. Высоцкий умело играет с языком, создавая ритмически богатое и музыкальное произведение. Его стихи наполнены аллитерациями, ассонансами и другими звуковыми приемами, что делает их похожими на народные песни и былинные сказания. Это придает тексту особую мелодичность и усиливает его эмоциональное воздействие.

Сюжет стихотворения строится вокруг Соловья-разбойника, который, несмотря на свою репутацию грозного разбойника, здесь предстает в неожиданно лирическом амплуа. Он поет серенаду, обращаясь к своей возлюбленной, что создает романтическую атмосферу. Однако Высоцкий не позволяет читателю забыть о темной стороне своего героя. В тексте постоянно ощущается напряжение между романтическими устремлениями и разбойничьей сущностью Соловья.

Стихотворение также можно рассматривать как своеобразную метафору человеческой природы, в которой сосуществуют противоположные начала. Соловей-разбойник, поющий серенаду, символизирует сложность и противоречивость человеческой души, где могут одновременно присутствовать и жажда красоты, и склонность к разрушению. Высоцкий, вероятно, стремился показать, что даже в самых, казалось бы, негативных персонажах можно найти что-то светлое и человеческое.

Еще одной важной темой стихотворения является мотив свободы и вольности. Соловей-разбойник, как и многие герои Высоцкого, олицетворяет дух свободы и независимости. Его песни — это голос вольности, который не может быть заглушен ни страхом, ни общественными нормами. В этом контексте серенада становится символом свободного выражения чувств и мыслей, неподвластного никаким ограничениям.

В заключение, «Серенада Соловья-разбойника» Владимира Высоцкого — это глубокое и многослойное произведение, которое соединяет в себе элементы фольклора и авторской поэзии. Через образ Соловья-разбойника Высоцкий исследует сложность человеческой натуры, сочетание романтики и агрессии, а также вечное стремление к свободе. Это стихотворение ярко демонстрирует литературное мастерство и художественную чуткость своего автора, оставляя глубокий след в душе каждого читателя.

Дополнительная информация про Владимира Высотского

Список всех стихов Владимира Высотского на нашем сайте.

Владимир Высоцкий (1938-1980) был советским поэтом, певцом, актером и композитором. Его творчество оказало значительное влияние на культуру Советского Союза. Высоцкий известен своими песнями, многие из которых носили социальный и политический характер, а также яркими театральными и киноработами.

Он родился в Москве и начал писать стихи с юного возраста. Высоцкий стал особенно популярен благодаря своим авторским песням, которые он исполнял под гитару. Его хриплый голос и искренние тексты сделали его кумиром миллионов. Помимо музыкальной карьеры, Высоцкий сыграл множество ролей в театре и кино, наиболее известной из которых является роль в спектакле «Гамлет» в Театре на Таганке.