Перейти к содержимому
Главная страница » Владимир Высоцкий – Райские яблоки – Классика на literaturka.com

Владимир Высоцкий — Райские яблоки — Классика на literaturka.com

Стихотворение «Райские яблоки» Владимира Высоцкого — одно из ярких произведений, отражающих уникальный стиль и глубокую философию автора. Написанное в 1966 году, оно раскрывает тему человеческих стремлений и неизбежности разочарований. Высоцкий использует символику райских яблок, чтобы показать, как мечты о недостижимом могут привести к горьким последствиям. В его строках звучит искренний голос, который затрагивает души читателей и слушателей, заставляя задуматься о собственных устремлениях и ценностях. Стихотворение отличается характерным для Высоцкого ритмом и интонацией, благодаря чему оно легко запоминается и производит сильное эмоциональное воздействие. «Райские яблоки» — это не просто литературное произведение, но и глубокий философский трактат, вызывающий к размышлениям о смысле жизни и человеческих иллюзиях.

Владимир Высоцкий — Райские яблоки

Я когда-то умру — мы когда-то всегда умираем.
Как бы так угадать, чтоб не сам — чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем…
Не скажу про живых, а покойников мы бережём.

В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок —
И ударит душа на ворованных клячах в галоп!
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок…
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

Прискакали. Гляжу — пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто — беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап у ворот на ворота глядел.

Как ржанёт коренной! Я смирил его ласковым словом,
Да репьи из мочал еле выдрал, и гриву заплёл.
Седовласый старик что-то долго возился с засовом —
И кряхтел и ворчал, и не смог отворить — и ушёл.

И огромный этап не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва, — оглушило малиновым звоном!
Всё вернулось на круг, и распятый над кругом висел.

И апостол-старик — он над стражей кричал-комиссарил —
Он позвал кой-кого, и затеяли вновь отворять…
Кто-то палкой с винтом, поднатужась, об рельсу ударил —
И как ринулись все в распрекрасную ту благодать!

Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:
Это Пётр-старик — он апостол, а я остолоп.
Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженых яблок…
Но сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?!
Мне — чтоб были друзья, да жена — чтобы пала на гроб,
Ну а я уж для них наворую бессемечных яблок…
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

В онемевших руках свечи плавились, как в канделябрах,
А тем временем я снова поднял лошадок в галоп.
Я набрал, я натряс этих самых бессемечных яблок —
И за это меня застрелили без промаха в лоб.

И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых,
Кони — головы вверх, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Я тебе привезу — ты меня и из рая ждала!

Краткий анализ на стихотворение: Владимир Высоцкий — Райские яблоки

Владимир Высоцкий – одна из самых значимых фигур в русской литературе и музыке XX века. Его стихотворение «Райские яблоки» представляет собой глубокое философское размышление, в котором автор использует символику и аллегории для выражения своих мыслей о жизни, смерти и человеческих стремлениях.

Стихотворение начинается с упоминания райских яблок, которые традиционно ассоциируются с библейским Эдемом и идеей первородного греха. Здесь яблоки символизируют искушение и стремление к знанию, которое может быть как благом, так и проклятием. Высоцкий использует этот символ для того, чтобы показать двойственность человеческой природы и неизбежность ошибок, которые мы совершаем в поисках истины и смысла жизни.

Основная тема стихотворения – это противоречие между идеалами и реальностью, стремлениями и возможностями. Высоцкий описывает, как люди стремятся к недостижимому, к тому, что кажется идеальным и совершенным, но в конечном итоге сталкиваются с разочарованием и болью. Это отражено в строках, где он упоминает о том, что райские яблоки «не для нас». Таким образом, автор подчеркивает, что человеческие усилия часто оказываются напрасными, и что идеалы могут быть недостижимыми.

Высоцкий также затрагивает тему времени и неизбежности старения и смерти. В его стихотворении присутствует ощущение неумолимого течения времени, которое уносит с собой все надежды и мечты. Это выражено в образах увядающих яблок и падающих листьев, которые символизируют уходящую молодость и приближение конца. Автор напоминает читателю о бренности человеческой жизни и о том, что все наши стремления и желания могут оказаться тщетными перед лицом времени.

Еще одной важной темой стихотворения является одиночество и отчуждение. Высоцкий описывает чувства изоляции и непонимания, которые часто сопровождают стремление к идеалам и поиски смысла жизни. Герой стихотворения ощущает себя чужим в этом мире, не находя отклика и поддержки среди окружающих. Это создаёт атмосферу тоски и безысходности, которая пронизывает все произведение.

Высокий художественный уровень стихотворения достигается благодаря мастерству Высоцкого в использовании метафор и символов. Его язык насыщен образами, которые позволяют читателю глубже проникнуть в смысл произведения и почувствовать эмоции автора. Лирический герой Высоцкого – это человек, который пытается найти свое место в мире, сталкиваясь с разочарованиями и потерями, но не утрачивает надежду и стремление к истине.

В заключение можно сказать, что «Райские яблоки» Владимира Высоцкого – это глубокое и многослойное произведение, которое затрагивает фундаментальные вопросы человеческого существования. Через символику и метафоры автор передает свои размышления о жизни, времени и человеческих стремлениях, создавая образ героического, но трагичного поиска идеала. Стихотворение оставляет сильное впечатление и заставляет задуматься о собственной жизни и целях.

Дополнительная информация про Владимира Высотского

Список всех стихов Владимира Высотского на нашем сайте.

Владимир Высоцкий (1938-1980) был советским поэтом, певцом, актером и композитором. Его творчество оказало значительное влияние на культуру Советского Союза. Высоцкий известен своими песнями, многие из которых носили социальный и политический характер, а также яркими театральными и киноработами.

Он родился в Москве и начал писать стихи с юного возраста. Высоцкий стал особенно популярен благодаря своим авторским песням, которые он исполнял под гитару. Его хриплый голос и искренние тексты сделали его кумиром миллионов. Помимо музыкальной карьеры, Высоцкий сыграл множество ролей в театре и кино, наиболее известной из которых является роль в спектакле «Гамлет» в Театре на Таганке.