Перейти к содержимому
Главная страница » Владимир Высоцкий – Смотрины – Классика на literaturka.com

Владимир Высоцкий — Смотрины — Классика на literaturka.com

«Смотрины» — одно из уникальных стихотворений Владимира Высоцкого, в котором автор мастерски сочетает остроумие, сарказм и глубокую социальную критику. Написанное в характерной для Высоцкого манере, произведение рассказывает о нелепостях и ироничных ситуациях, связанных с брачными традициями и предрассудками. Через яркие образы и живые диалоги поэт подчеркивает комичность и абсурдность некоторых аспектов общественной жизни. Высоцкий, известный своим обостренным чувством справедливости и талантом к наблюдению, в «Смотринах» не только развлекает читателя, но и заставляет задуматься о более глубоких, философских вопросах. Это стихотворение, как и многие другие произведения Высоцкого, продолжает оставаться актуальным, находя отклик у новых поколений читателей благодаря своей искренности и неподдельной жизненной правде.

Владимир Высоцкий — Смотрины 

Там у соседей — пир горой,
И гость — солидный, налитой,
Ну а хозяйка — хвост трубой —
Идёт к подвалам:
В замок врезаются ключи,
И вынимаются харчи;
И с тягой ладится в печи,
И с поддувалом.

А у меня — сплошные передряги:
То в огороде недород, то скот падёт,
То печь чадит от нехорошей тяги,
А то щеку на сторону ведёт.

Там у соседа мясо в щах —
На всю деревню хруст в хрящах,
И дочь-невеста вся в прыщах —
Дозрела, значит.
Смотрины, стало быть, у них —
На сто рублей гостей одних,
И даже тощенький жених
Поёт и скачет.

А у меня цепные псы взбесились —
Средь ночи с лая перешли на вой,
И на ногах моих мозоли прохудились
От топотни по комнате пустой.

Ох, у соседа быстро пьют!
А что не пить, когда дают?
А что не петь, когда уют
И не накладно?
А тут, вон, баба на сносях,
Гусей некормленных косяк…
Да дело, в общем, не в гусях,
А всё неладно.

Тут у меня постены появились,
Я их гоню и так и сяк — они опять,
Да в неудобном месте чирей вылез —
Пора пахать, а тут — ни сесть ни встать.

Сосед малёночка прислал —
Он от щедрот меня позвал,
Ну, я, понятно, отказал,
А он — сначала.
Должно, литровую огрел —
Ну и, конечно, подобрел…
И я пошёл — попил, поел.
Не полегчало.

И посредине этого разгула
Я пошептал на ухо жениху —
И жениха, как будто ветром, сдуло,
Невеста вся рыдает наверху.

Сосед орёт, что он народ,
Что основной закон блюдёт:
Мол кто не ест, тот и не пьёт, —
И выпил, кстати.
Все сразу повскакали с мест,
Но тут малец с поправкой влез:
«Кто не работает — не ест,
Ты спутал, батя!»

А я сидел с засаленною трёшкой,
Чтоб завтра гнать похмелие моё,
В обнимочку с обшарпанной гармошкой —
Меня и пригласили за неё.

Сосед другую литру съел —
И осовел, и опсовел,
Он захотел, чтоб я попел —
Зря, что ль, поили?!
Меня схватили за бока
Два здоровенных паренька.
«Играй, — говорят, — паскуда, пой, пока
Не удавили!»

Уже дошло веселие до точки,
Уже невеста брагу пьёт тайком, —
И я запел про светлые денёчки,
«Когда служил на почте ямщиком».

Потом ещё была уха
И заливные потроха,
Потом поймали жениха
И долго били,
Потом пошли плясать в избе,
Потом дрались не по злобе, —
И всё хорошее в себе
Доистребили.

А я стонал в углу болотной выпью,
Набычась, а потом и подбочась, —
И думал я: с кем я завтра выпью
Из тех, с которыми я пью сейчас?!

Наутро там всегда покой,
И хлебный мякиш за щекой,
И без похмелья перепой,
Еды — навалом,
Никто не лается в сердцах,
Собачка мается в сенцах,
И печка — в синих изразцах
И с поддувалом.

А у меня — и в ясную погоду
Хмарь на душе, которая горит,
Хлебаю я колодезную воду,
Чиню гармошку, а жена корит.

Краткий анализ на стихотворение: Владимир Высоцкий — Смотрины

Стихотворение Владимира Высоцкого «Смотрины» является ярким примером его поэтического мастерства и уникального стиля, сочетающего в себе элементы сатиры, философских размышлений и глубоких эмоциональных переживаний. Высоцкий, известный как бард, актер и поэт, часто использовал свои произведения для того, чтобы передать сложные истины о человеческой природе и обществе.

«Смотрины» — это своего рода ироничный взгляд на традиционные обряды и социальные нормы. В этом стихотворении Высоцкий использует образ смотрины — древнего обычая, когда родители выбирали невесту для своего сына — чтобы исследовать темы лицемерия, поверхностности и подлинных человеческих ценностей.

С первых строк стихотворения чувствуется ироничный тон автора. Высоцкий описывает процесс смотрины как театральное представление, где все участники играют свои роли, стараясь произвести впечатление друг на друга. Этот театральный элемент подчеркивает искусственность и лицемерие происходящего. Высоцкий мастерски использует метафоры и сравнения, чтобы показать, как люди скрывают свои истинные лица за масками, надеваемыми ради общественного одобрения.

В стихотворении также прослеживается тема социального давления и ожиданий. Высоцкий показывает, как общество навязывает свои стандарты и нормы, заставляя людей подчиняться им, даже если это противоречит их внутренним желаниям и потребностям. Герои стихотворения, пытаясь соответствовать ожиданиям других, теряют свою индивидуальность и подлинность. Это вызывает у читателя ощущение трагической иронии: стремление к одобрению и признанию приводит к утрате самого себя.

Высоцкий также затрагивает тему любви и брака. Он показывает, как эти важные аспекты человеческой жизни становятся предметом торга и расчетов, утрачивая свою истинную сущность. В этом контексте «смотрины» становятся символом поверхностных и меркантильных отношений, где важнее внешний блеск и соответствие общественным стандартам, чем подлинные чувства и взаимопонимание.

Важной чертой стихотворения является его ритмическая структура и музыкальность. Высоцкий, обладая уникальным чувством ритма и мелодии, создает текст, который буквально «звучит» в голове читателя. Это придает стихотворению дополнительную глубину и эмоциональную окраску.

В заключение можно сказать, что «Смотрины» Владимира Высоцкого — это многослойное и глубоко символичное произведение, которое продолжает оставаться актуальным и в наше время. Высоцкий обращает внимание на вечные проблемы человеческого общества — лицемерие, социальное давление, потерю индивидуальности — и делает это с присущей ему иронией и проницательностью. Стихотворение заставляет задуматься о том, насколько важны подлинные человеческие ценности и насколько опасно подчиняться внешним стандартам и ожиданиям.

Дополнительная информация про Владимира Высотского

Список всех стихов Владимира Высотского на нашем сайте.

Владимир Высоцкий (1938-1980) был советским поэтом, певцом, актером и композитором. Его творчество оказало значительное влияние на культуру Советского Союза. Высоцкий известен своими песнями, многие из которых носили социальный и политический характер, а также яркими театральными и киноработами.

Он родился в Москве и начал писать стихи с юного возраста. Высоцкий стал особенно популярен благодаря своим авторским песням, которые он исполнял под гитару. Его хриплый голос и искренние тексты сделали его кумиром миллионов. Помимо музыкальной карьеры, Высоцкий сыграл множество ролей в театре и кино, наиболее известной из которых является роль в спектакле «Гамлет» в Театре на Таганке.